Участники сети распределения

Основными участниками сети распределения являются производственные предприятия и конечные потребители этой продукции — предприятия розничной торговли и сферы обслуживания. Однако сеть распределения включает в себя и других участников.

Оптовые посредники

Промышленные предприятия редко пользуются лишь одним каналом распределения. Используется сочетание нескольких каналов.

Оптовые посредники в сети распределения выполняют ряд важнейших функций:

  • исследовательская работа — сбор информации, необходимой для анализа и планирования товарно-денежного обмена, т.е. проведение логистических исследований;
  • стимулирование сбыта и формирование спроса — создание и распространение информации о товаре, проведение рекламных акций и мероприятий, использование связей с общественностью и других средств продвижения товаров;
  • установление и поддержание контактов с клиентами и партнерами — налаживание связей с потенциальными клиентами и партнерами и поддержание контактов с покупателями, поставщиками, деловыми партнерами, контактными аудиториями, с которыми установлены отношения. Это предполагает обмен информацией и создание информационных каналов, коммуникаций;
  • проведение переговоров, заключение договоров — процедуры согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи прав собственности или владения, распоряжения материальными и нематериальными ценностями;
  • приспособление товара к запросам потребителей — приведение товара в соответствие с требованиями покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, комплектация, монтаж, регулировка и упаковка, относящихся к обслуживанию потребителей и сервису (предпродажному, в процессе обмена и послепродажному);
  • организация товародвижения — транспортировка, перегрузочные операции, складская переработка с помощью средств механизации и складирование товара;
  • управление запасами — применение современных моделей в сфере управления запасами готовой продукции у производителя, товарными запасами у посредников и у потребителей;
  • финансирование — изыскание и использование средств для покрытия издержек, связанных с функционированием канала, предоставление кредитов покупателям и финансирование поставщиков путем предоплаты;
  • принятие риска — принятие на себя ответственности по функционированию канала, специфических рисков, присущих деятельности участников каналов, а также рисков, существующих для всех субъектов хозяйствования.

Многоканальная стратегия сбыта позволяет лучше представить произведенные товары на рынке, уменьшить зависимость от отдельных посредников, контролировать рынок, приносит производителям определенные выгоды:

  • экономию финансовых средств на распределение продукции;
  • возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;
  • продажу продукции более эффективными способами;
  • высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков;
  • сокращение объема работ по распределению продукции.

Таким образом, изготовитель может приспособить продукт, его продвижение, цену, уровень обслуживания к потребностям отдельных сегментов рынка.

Необходимость в посредниках обусловлена следующими факторами:

  • значительными различиями среди клиентов по номенклатуре и объемам потребляемой продукции;
  • рассредоточенностью клиентуры по всей территории (за исключением отраслей с явно выраженной географической концентрацией в определенных местах);
  • возможностями посредников более качественно и быстро доставить продукцию, осуществляя при этом комплекс логистических услуг;
  • невозможностью содержания производителем собственных сбытовых структур (складов, транспорта, филиалов и т.д.) из-за высоких издержек.

Кроме того, посредники могут детально и своевременно отслеживать динамику продаж и оперативно реагировать на изменение конъюнктуры, прежде всего структуры сбыта.

Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю. Хотя необходимо отметить, что рост многозвенности процесса реализации продукции повышает затраты потребителя на 25–50 %.

Еще одной тенденцией, которая негативно сказывается на положении оптовых посредников в сети распределения, становится развитие сетевой торговли и ее переход на прямые связи с производителями товаров.

В свою очередь, производители все чаще стремятся перейти к развитию собственной сбытовой системы, которая обеспечит полный контроль над продвижением товара, его ценой для конечного потребителя и уровнем обслуживания клиентов. И если раньше такие попытки товаропроизводителей наталкивались на отсутствие собственной транспортной и складской инфраструктуры, то в настоящее время функции по физическому распределению товаров могут взять на себя логистические посредники.

Логистические посредники, обеспечивающие продвижение материальных и информационных потоков. Основная деятельность этих посредников связана с выполнением логистических функций и направлена на  предоставлениесвоим клиентам логистического сервиса.

Логистическими посредниками в распределении выступают различные специализированные транспортные и транспортно-экспедиторские компании, грузовые терминалы и терминальные комплексы, склады общего пользования и коммерческие склады, распределительные центры, предприятия по затариванию, сортировке и упаковке.

В последнее время на рынке четко определилась тенденция к увеличению объемов и видов оказываемых логистическими посредниками услуг. В сетях распределения не стремятся увеличивать число посредников, а потому все чаще при сбыте товаров делают ставку на логистических провайдеров, выполняющих на рынке весь комплекс услуг или целый ряд логистических услуг, обеспечивающих продвижение товарных потоков. Подобные посредники называются провайдерами комплексных логистических услуг — 3PL-, 4PL-, 5PL-провайдерами.

Участники, обеспечивающие функционирование логистической системы, осуществляющие проведение информационных и финансовых потоков (банки, страховые организации, информационные агентства и т.д.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)