Формирование складской сети в системе распределения компании

Складская сеть — это комплекс объектов складского назначения, зданий, сооружений, подъездных путей, размещенных на определенной территории.

Складирование продукции необходимо в связи с имеющимися неравномерностями циклов производства, транспортировок и потребления.

Складские системы рассматривают не только как устройства для хранения грузов, а как транспортно-складские комплексы, которые должны с минимальными издержками выполнять функции концентрации товаров, подкомплектацию продукции, подборку ее в нужном ассортименте, организацию доставки необходимыми партиями потребителям, предоставлять услуги для высокого уровня обслуживания потребителей.

Формирование складской сети зависит от целей, задач и функций предприятия и его места в макрологистической системе (функциональной области — например, добывающая или перерабатывающая отрасль промышленности); от территории расположения; от вида и характеристик продукции; от взаимосвязей и внешней среды; от характеристик используемых транспортных средств; от состояния инфраструктуры сети; материально-технической базы самого предприятия; наличия информационной связи внутри складской сети и др.

При создании сети складов в системе распределения компании необходимо учитывать следующие факторы:

  • место складов в логистической системе;
  • цели, задачи и функции компании;
  • вид и характеристика материального потока;
  • территориальное расположение складской сети;
  • состояние инфраструктуры сети;
  • материально-техническая база предприятия.

При формировании складской сети и распределительных центров необходимо решить основные комплексные задачи:

  • определить количество складов;
  • выбрать место расположения склада;
  • разработать систему складирования;
  • разработать технологический процесс на складе.

На основе принципов системного подхода разработана последовательность формирования складской сети для достижения эффективного ее функционирования на рынке в виде комплекса соответствующих моделей, методов, организационно-технических и экономических разработок.

Первый этап — прогноз спроса, определяющий формирование складской сети.

Во-первых, проводится анализ спроса, опираясь на учет и анализ заказов, полученных фирмой ранее (в течение как можно более длительного срока).

Во-вторых, следует установить различия в видах и характере материальных потоков и потребителей. Выбрать те, которые могут быть использованы в конкретных условиях.

В-третьих, проводится сопоставление полученных результатов прогноза с реально зафиксированным спросом, прогнозные расчеты и расхождения, оцениваются результаты и выбранные методы прогнозирования.

Второй этап — планирование объема продажи, регионов сбыта на основе маркетингового анализа рынка (сегментации рынков сбыта, анализ конкурентов и т.д.).

Третий этап — планирование потребностей в складских мощностях. Базируется на результатах второго этапа. Объемы продаж позволяют определить общую потребность в складских мощностях, а выбор регионов сбыта — разработать программы грузопотоков по всей сети распределения с ориентацией на регионы основного складирования запасов. Эта стадия сопряжена с определением имеющихся в каждом интересующем регионе ресурсов складских мощностей. Если имеющийся потенциал соответствует плановым потребностям предприятия, то проводится анализ по каждому региону.

Интересно
Четвертый этап — анализ потенциальных складских мощностей. Анализируя возможности региона, предприятие в первую очередь оценивает свои собственные складские мощности. В случае их отсутствия решается вопрос аренды СОП (склада общего пользования), в том числе на длительный срок. Возможна комбинация — собственный склад и услуги СОП. Она становится особенно привлекательным и экономически выгодным решением, которое обеспечивает минимальные издержки, при расширении рынка сбыта, а также при сезонном спросе на товар.

Пятый этап — разработка программы размещения складской сети. Эта проблема комплексная: необходимо определить количество складов, обеспечивающих бесперебойное снабжение клиентов с максимальным комплексом обслуживания; определить расположение складов в регионе обслуживания, степень приближения к потребителям; определить необходимые объемы складирования грузов в разных складах, степень объединения или разукрупнения складов; учесть влияние транспортных коммуникаций и самих транспортных средств доставки.

Максимальное приближение складов к их потребителям дает возможность более четко и точно выполнять заказы клиентов, быстрее реагировать на изменение их потребностей, что в итоге позволяет сократить расходы от упущенных продаж.

Чем больше число складов, тем ближе склад к потребителю, тем меньше время на доставку товара (груза), возможность обеспечить необходимую частоту и ритмичность поставок продукции мелкими партиями, что повышает уровень обслуживания клиентов и конкурентоспособность фирмы.

Проблема расширения складской сети связана с затратами. При этом следует отметить, что при увеличении числа складов на территории часть потенциальных затрат компании, связанных с их функционированием, увеличивается, а часть сокращается.

Задача определения числа складов на определенной территории является оптимизационной, так как следует найти определенный баланс между общими складскими расходами и уровнем обслуживания клиентов.

Показателем уровня обслуживания может служить возможная величина упущенных продаж, т.е. тех невыполненных заявок потребителей, которые стали следствием ненадежности поставок. Отсутствие надежности поставок, как по ассортименту, так и по срокам выполнения заявок, может привести к сокращению клиентской базы, и потере объемов продаж и прибыли.

Расходы склада по мере роста их числа изменяются неравномерно. Особое внимание следует уделять транспортным расходам складской сети, которые составляют наибольшую долю в структуре логистических затрат складов. При этом, всю совокупность транспортных издержек целесообразно разделить на две группы: расходы на доставку товаров от поставщиков на склады компании (так называемая дальняя доставка) и транспортные расходы, которые несет фирма при организации развоза товаров со своих складов клиентам (называется ближняя доставка).

Транспортные расходы по доставке продукции на склад увеличиваются пропорционально количеству складов; транспортные расходы по доставке со склада потребителям — уменьшаются, так как сокращается расстояние доставки, зато гарантируется качество поставки продукции в срок.

Увеличиваются прямо пропорционально количеству складов затраты на хранение грузов, расходы на эксплуатацию при складировании, стоимость обработки заказов, увеличиваются общие совокупные запасы и затраты на их содержание.

Фирма должна исходить из условий обеспечения наибольшей эффективности, определяемой наименьшими общими суммарными издержками обращения.

Среди них, в первую очередь необходимо учитывать:

  • расходы на строительство и эксплуатацию складов, включающие затраты на строительство здания (сооружения) и приобретение оборудования и затраты, связанные с дальнейшей эксплуатацией (содержание и ремонт здания и оборудования, расходы на зарплату, электроэнергию и т.д.);
  • затраты на транспорт, состоящие из первоначальных капиталовложений на развитие транспортной сети (на строительство и реконструкцию подъездных дорог, приобретение подвижного состава, строительство гаражей, объектов ремонтного хозяйства и т.д.) и эксплуатационные расходы по доставке и отправке грузов (расходы, связанные с транспортировкой грузов, содержание и ремонт транспортных средств, устройств и объектов).

Задача размещения и формирования складской сети является оптимизационной, так как с одной стороны, строительство новых или покупка действующих складов и их эксплуатация связаны со значительными капиталовложениями, а с другой — должно быть обеспечено (наряду с повышением уровня обслуживания потребителей) сокращение издержек обращения от приближения к своим клиентам.

Территориальное размещение складов и их количество определяется мощностью материальных потоков и их рациональной организацией, спросом на рынке сбыта и концентрацией в нем потребителей, относительным расположением поставщиков и покупателей, особенностями коммуникационных сетей и т.д.

Шестой этап — определение расположения склада. При аренде склада рассчитываются необходимые складские площади и выбираются предполагаемые варианты. Если под влиянием некоторых факторов (продвижение на новые рынки, изменение объемов производства и потребления, развитие новых производств, усиливающаяся конкуренция и др.) и имеющихся финансовых возможностей фирма решит расшить складские сети через строительство или покупку новых собственных складов, то разрабатываются технико-экономические обоснования и проектирование складского хозяйства и его инфраструктуры.

На первом этапе — макропроектирование (внешнее проектирование) — устанавливается номенклатура груза, величина и интенсивность грузопотоков, величина необходимых запасов хранения, конкретное место склада на участке застройки.

Для последующего проектирования необходимо учитывать:

  • перспективы изменения грузопотоков, номенклатуру грузов и другие факторы, которые могут повлиять на технологию складских работ (например, характер упаковки продукции);
  • выбор оптимальной системы складирования — микропроектирование, т.е. конкретное проектирование складов по видам и размерам с учетом их классификации по конструктивным особенностям и этажности.

При выборе месторасположения складов фирма тем или иным образом оценивает две группы факторов.

Факторы, влияющие на выбор региона расположения склада:

  • близость к рынкам сбыта;
  • уровень конкуренции на рынке;
  • близость к источникам товароснабжения складов;
  • уровень жизни населения региона, тенденции изменения уровня доходов жителей;
  • наличие трудовых ресурсов;
  • состояние транспортной инфраструктуры.

Факторы, определяющие выбор конкретного месторасположения склада на выбранной территории:

  • удобство подъездных путей;
  • наличие свободных земельных участков, их стоимость, возможность расширения в дальнейшем;
  • расстояние до потенциальных клиентов и возможных фирм-поставщиков товаров;
  • уровень затрат на строительство собственного склада или на аренду наемного;
  • коммунальные платежи.

Как правило, при размещении складов компании выбирают одну из трех стратегий размещения складов:

  1. Стратегия расположения складов относительно рынков сбыта (позиционирование относительно спроса), Цель данной стратегии — максимальное приближение складов к потенциальным потребителям, что должно обеспечить сокращение времени выполнения заказов, повысить уровень обслуживания и сократить транспортные расходы на ближнюю доставку. Данная стратегия применяется производителями товаров при построении собственной сбытовой сети, а также оптовыми торговыми предприятиями, работающими с конечными потребителями.
  2. Стратегия размещения складов вблизи производства товаров (позиционирование относительно предложения). Расположение складов вблизи производителей применяется ими же самими в том случае, когда необходимо консолидировать несколько товарных потоков разных производственных предприятий, принадлежащих одной компании.
  3. Стратегия промежуточного расположения складов. Рассматриваемая стратегия характерна для размещения складской сети оптовых посредников. В этом случае, размещая промежуточный склад, они преобразуют несколько производственных ассортиментов различных изготовителей в единый торговый ассортимент, который впоследствии отгружается другим компаниям в различные регионы сбыта.

Следует отметить, что когда компании предстоит выбрать из нескольких вариантов размещения склада, тогда задача определения оптимального месторасположения склада решается относительно легко. Но если предстоит выбор из большего числа вариантов или когда необходимо сформировать целую сеть складов на определенной территории, то сложность задачи возрастает многократно.

В этом случае предстоит оценить огромный массив информации, включающий в себя следующие сведения:

  • расположение основной массы покупателей;
  • источники пополнения товарных запасов складов;
  • перечень всей реализуемой продукции, перечень товаров, всегда присутствующих в запасах;
  • спрос на каждую единицу товаров от определенных групп конечных потребителей;
  • транспортные издержки на дальнюю и ближнюю доставки;
  • затраты на закупку товаров;
  • затраты на обработку и комплектацию заказов;
  • уровни хранимых запасов товаров;
  • возможное складское технологическое оборудование и технические ограничения работы склада;
  • величину инвестиций в строительство, реконструкцию или аренду складов.

При решении подобных трудных задач используют соответствующие экономико-математические методы и модели:

  1. Физическая модель «Центра тяжести», которая предусматривает размещение склада в той точки территории, в которой бы уравновешивались величины потенциального спроса всех покупателей компании.
  2. Модель Ван Тутена предусматривает расположение склада в той точке территории, которая бы обеспечивала бы минимизацию транспортных расходов компании на ближнюю доставку — т.е. на доставку заказанных товаров клиентам.
  3. Модель Вебера предусматривает также минимизацию транспортных расходов фирмы, но тут уже речь идет о всех транспортных издержках, как на ближнюю, так и на дальнюю доставку.
  4. Модель Гувера при анализе мест размещения складов учитывает как транспортные расходы, так и спрос на товары. Гувер справедливо указывал, что транспортные тарифы и расстояния не связаны между собой линейно, расходы по мере увеличения расстояния возрастают, но с уменьшающейся скоростью. Поэтому, по его мнению, целесообразно располагать склады максимально близко к конечным потребителям.
  5. Модель Гринхата. К перечню параметров, рассматриваемых его предшественниками, он добавил рентабельность продаж. По модели Гринхата, наилучшим местом расположения склада является то, где прибыль компании максимальна.

Сформулированные методические основы формирования складской сети позволяют комплексно реализовать логистический подход на этапах анализа и синтеза складских систем, оказывают существенное влияние на издержки в процессе доведения товаров до потребителей, а через них и на конечную стоимость реализуемой продукции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)