Оптимизация управления возвратными потоками

Анализируя сегодняшнее состояние с обработкой возвратных потоков, следует отметить ряд обстоятельств.

Большинство посредников и производителей не выделяют для обработки возвращаемых товаров отдельные склады, однако чтобы эти работы были более эффективными, следует хотя бы физически отделить площади, предназначенные для возвращенных товаров, от остальных помещений склада.

Существует три основные причины, по которым следует выделить отдельное или огороженное помещение для возвратных товаров:

  • чтобы предотвратить потери товара;
  • чтобы избежать перемешивания с другими товарами, подготовленными для отправки клиентам;
  • чтобы предотвратить случайную отгрузку возвращенных товаров, не прошедших обработку.

Чтобы прямые и обратные операции можно было выполнять, не мешая друг другу, на многих складах выделяют специальные зоны приемки и ворота для возвращенных товаров или, по крайней мере, назначают особые часы для доставки возврата.

Исследования, проведенные на многих крупных складах, показали, что в большинстве компаний эта работа организована на невысоком уровне: площади используются нерационально и бессистемно, планировка практически отсутствует, технологическая цепочка не выстроена.

Квалифицированный, хорошо обученный и подготовленный персонал — такая же важная составляющая процесса обработки возвращенных товаров, как и правильно распланированные отдельные площади. Иногда один и тот же менеджер на складе занимается и прямой отгрузкой, и возвращенными товарами.

Сотрудник-универсал, совмещающий разные виды деятельности, никогда не сможет работать столь же эффективно, как руководитель и команда работников, занимающиеся исключительно возвращенными товарами. Причина в том, что обработка возвращенных товаров требует особых знаний в области принципов возвратной логистики и, конечно, опыта, который приобретается не сразу.

После доставки возвращенного товара на склад или оптовую базу и тщательной регистрации его надо направить на обработку по технологической цепочке и правильно рассортировать.

На этом этапе работники, занимающиеся возвращенными товарами, должны выяснить следующие вопросы:

  • возвращенные товары непоправимо повреждены и непригодны для продажи или их можно восстановить и снова продать;
  • возвращены ли товары в соответствии с договором с торговым предприятием как излишки товарного запаса; возвращен ли товар в связи с изъятием из продажи;
  • находится ли товар в ненарушенной упаковке и можно ли снова немедленно направлять его на реализацию; нужно ли проводить некую экспертизу товара;
  • какова стоимость единицы продукта;
  • получал ли потребитель кредит на данный товар; как следует рассматривать данный конкретный продукт в свете политики компании по возвращенным товарам.

Обработка возвращенных товаров своими сипами — не единственное решение проблемы. После оценки возможностей и экономического анализа некоторые грузоотправители решают, что проще и рентабельней воспользоваться услугами сторонней логистической фирмы. В настоящее время в Интернете можно встретить сайты специализированных компаний, оказывающих услуги по обработке возвращенных товаров.

Существуют ряд причин, по которым предприятиям следует отказаться от использования услуг сторонней организации при обработке возвратов:

  • потребители часто ошибаются в том, куда им следует отсыпать возвращаемый товар;
  • сложно объяснить сторонней фирме все тонкости политики компании в отношении возвращенных товаров;
  • необходимо время от времени проверять работу сторонней фирмы, т.е., по сути, периодически брать на себя руководство проводимыми ею работами.

Если грузоотправитель имеет собственную эффективную, рентабельно работающую систему логистики возвращенных товаров, передача этих операций на сторону не принесет выгоды.

Серьезная причина, которая заставляет грузоотправителей обрабатывать возвращенные товары своими силами, — стремление сохранить высокое качество обслуживания потребителей, а также уровень затрат, позволяющий обеспечивать это качество.

Другая важная причина в том, что компании часто не хотят затрачивать на организацию работы с возвращенными товарами значительные материальные ресурсы или вкладывать в это большие финансовые средства. Это же подтверждают эксперты логистических фирм.

Опыт показывает, что многие компании приходят к пониманию того, что, хотя операции логистики возвратов очень важны, нет необходимости отвлекать на них сипы и средства, которые необходимы для основного бизнеса.

Чтобы эффективно обрабатывать возвращенные товары, грузоотправителю следует рассматривать эту деятельность в качестве неотъемлемой части общей работы, а не как некую изолированную функцию, к которой обращаются в последнюю очередь.

Практикой управления возвратными потоками были сформулированы следующие общие рекомендации:

  • избегание — это производство высококачественной продукции и развитие процессов для минимизации или исключения возвратов;
  • фильтрование — проверка и отслеживание товаров в точке входа в процесс обратного потока с целью исключения ненужного возврата или минимизации обработки;
  • сокращение времени цикла возврата — анализ процессов для активизации и содействию сжатия времени по возврату для укрепления возвратной ценности;
  • информационные системы — разработка эффективных информационных систем для улучшения видимости продукции, сокращения неопределенности и максимизации экономии от масштаба;
  • центры возврата — разработка оптимальных локаций и схем расположения средств для центров возврата для содействия сетевому потоку;
  • оценка возврата — классификация и распределение возвращаемых единиц, остатков, отходов, устаревших единиц для максимизации доходов и минимизации затрат;
  • ценообразование — переговоры с целью установления наилучшей цены на продукцию, которая была возвращена и перепродается;
  • аутсорсинг — рассмотрение взаимоотношений с организацией — третьей стороной для обработки обратных потоков и управления ими в том случае, если имеющийся в распоряжении персонал, инфраструктура, опыт и/или капитал не являются адекватными для успешного выполнения программы;
  • нулевой возврат — разработка политики по исключению возврата как такового путем скидки (отказа) и/или уничтожения возвратной продукции на местах;
  • финансовое управление — разработка указаний и финансовых процедур по правильному/адекватному подсчету затрат, убытков для продажи/или от продаж, когда продукция возвращается потребителями.

В настоящее время существует ряд экономико-математических моделей возвратных потоков. Данные модели предназначены для решения проблем дислокации звеньев логистической сети возвратных потоков, управления запасами возвратных потоков, транспортировки и маршрутизации возвратных потоков, их грузопереработки и хранения.

Критерием эффективности в моделях управления возвратными потоками отходов является минимизация издержек на сбор и утилизацию возвратных потоков отходов.

При возможности переработки отходов в сырье надлежащего качества целевой функцией является максимизация прибыли от реализации сырья из переработанного с учетом затрат на предварительный сбор отходов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)