Понятия и связи трудовой функции и компетенции
Трудовые функции характеризуют профессиональную деятельность. Трудовая функция – это работа по определенной должности, включенной в штатное расписание, профессии и специальности с указанием квалификации.
Их перечень включается в профессиональный стандарт соответствующей профессии. Функции в стандарте подразделены на уровни: обобщенные трудовые функции, трудовые функции и трудовые действия.
Для исполнения трудовых функций необходимы знания, умения и навыки, которые специалист изначально приобретает в организации высшего образования. Затем уровень владения трудовыми функциями повышается непосредственно в трудовой деятельности и с использованием средств образования (в дополнительном профессиональном образовании, на тренингах, путем сопровождения наставником и др.).
Для того чтобы квалифицированно исполнять трудовые функции, будущие специалисты, бакалавры, магистры должны приобрести способность исполнять целый ряд компетенций, которые определенным образом структурированы в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО). Сегодня используются ФГОС ВО третьего поколения, преобладают ФГОС 3++ для бакалавриата и магистратуры и ФГОС 3+ для аспирантуры.
Остановимся на определениях, данных В.В. Хуторским, (применительно к уровню общего образования): «Компетенция, с наших позиций, это социальное требование (внешняя норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. А компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией (внутреннее качество ученика)».
Таким образом, компетенция обладает признаком быть отчужденным от человека (профессионала) – это лишь перечень тех обязанностей, заданий, поручений, которые ему вменяются. Компетентность же – это внутренне свойство специалиста, обеспечивающее способность исполнять необходимые компетенции.
В ФГОС ВО 3 ++ бакалавриата, магистратуры и специалитета входят следующие группы компетенций: универсальные (одинаковые для всех специальностей и направлений подготовки), общепрофессиональные и профессиональные (разрабатываются организацией высшего образования). Такие же группы компетенций отражены в ФГОС 3+ аспирантуры.
В этом разделе ставится задача ознакомления с компетенциями, которыми овладевают обучающиеся в проектной деятельности. При этом, как ранее упоминалось, это не только собственно компетенции проектирования, но и связанные с ними, без которых разработка проекта невозможна (управления проектом, работы в команде, коммуникации). Поскольку в дисциплине осуществляется педагогическое проектирование, то для участия в проекте также необходимы педагогические компетенции.
Педагогическое проектирования в нашем случае мы понимаем не как один из видов проектирования, а как основополагающий аспекты педагогической деятельности, без которых невозможно преподавание по основным и дополнительным образовательным программам.
- Разработка проекта методического замысла освоения студентами актуальной компетенции
- Отрасль налогового права: понятие, предмет, метод
- Анализ сильных и слабых сторон существующего образовательного процесса
- Обоснование выбора актуальной компетенции
- Свойства и функции проекта
- Основания проектирования и компоненты образовательного процесса
- Педагогическое проектирование
- Характеристики команды
- Теория работы в малых группах
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу