Социологические концепции глобализации

Понятие глобализации стало использоваться в западной социологии с конца 80-х годов. В настоящее время проблема глобализации выступает одной из центральных в теоретической социологии. Вполне можно согласиться со следующей оценкой: “Если постмодерн(изм) был, пожалуй, ключевым понятием, содержащим радикальную диагностику времени и поэтому центрировавшим дискуссии по основным вопросом социогуманитарного знания в 80-е годы, то в 90-е годы на подобный статус по праву претендует “глобализация”.

Процессы глобализации рассматривались социологами уже в 70-е годы, но в тот период их исследования ограничивались главным образом экономической сферой. Примером такого подхода служит теория миросистемы И.Валлерстайна, описывающая процесс глобальной экспансии капиталистической экономики.

В качестве одного из важнейших факторов глобализации мировой экономики во второй половине ХХ века последователи Валлерстайна выделяли деятельность транснациональных корпораций, которая способствовала формированию нового международного разделения труда и усилению взаимозависимости между экономическими системами разных стран.

С середины 80-х годов некоторые исследователи начинают уделять все большее внимание политическим и культурным аспектам глобализации. В какой-то мере это явилось реакцией на экономический редукционизм теории Валлерстайна. Политические аспекты глобализации характеризовались в работах Э.Гидденса, Д.Хелда и ряда других социологов.

Интересно
С точки зрения этих исследователей, основным следствием глобализации в политической сфере является относительное ослабление влияния национального государства и одновременное возрастание роли различных международных организаций, а также интернациональных по своему составу социальных движений.

Формулировка концепции глобализации, подчеркивающая роль культурных факторов в этом процессе, представлена в работах Р.Робертсона. В 60-70-е годы этот социолог занимался изучением проблем модернизации незападных обществ, международных отношений и социологии религии. В дальнейшем он обращается к анализу социокультурного измерения процесса глобализации. С конца 80-х годов эта тема занимает ведущее место в его исследованиях.

Под глобализацией Робертсон понимает своего рода “сжатие” мира и усиление взаимозависимости всех его частей, что сопровождается все более распространенным осознанием целостности, единства мира. Таким образом, в концепции Робертсона выделяется, с одной стороны, объективный процесс расширения взаимодействия между различными регионами мира, а с другой стороны отражение этого процесса в сознании людей.

Робертсон считает необходимым рассматривать процесс глобализации на личностном уровне, а также и на уровне общества, системы обществ и всего человечества. С его точки зрения, мир в целом представляет собой социокультурную систему, включающую разнообразные культуры, этнические группы, организации и движения, которые нередко выходят за пределы национальных границ.

Как подчеркивает Робертсон, глобализация всегда сопровождается локализацией. Глобальное и локальное не являются взаимоисключающими понятиями. Следствием глобализации становится то, что различные локальные культуры вступают во взаимодействие друг с другом.

Робертсон рассматривает процесс глобализации на фоне плюрализма культур. С его точки зрения, глобализация не означает универсального распространения какихлибо социальных институтов и культурных символов. Каждая локальная культура по-своему реагирует на процессы глобализации.

Анализ основных концепций глобализации был осуществлен У.Беком. Прежде всего Бек проводит различие между глобализмом, глобальностью и глобализацией. Под глобализмом он понимает неолиберальную идеологию господства мирового рынка.

Глобальность означает возникновение мирового общества, в рамках которого ни одна страна или группа стран не может существовать обособленно. Наконец, глобализация представляет собой процесс формирования транснациональных социальных связей. Бек говорит также о различии между Первым и Вторым модерном.

Для Первого модерна было характерно представление о том, что социальная жизнь происходит в замкнутых, отграниченных друг от друга пространствах, образуемых национальными государствами. Наступление Второго модерна предполагает невозможность устранить уже возникшую глобальность.

Как указывает Бек: “Глобальность отражает то обстоятельство, что отныне все, что происходит на нашей планете, несводимо к локально ограниченному событию, что все изобретения, победы и катастрофы касаются всего мира и что мы должны нашу жизнь и наши действия, наши организации и институции подвергнуть реориентации и реорганизации в соответствии с осью “локальное – глобальное”.

По мнению Бека, социология по-прежнему в значительной степени опирается сегодня на принципы Первого модерна. В настоящее время еще нельзя говорить о вполне сформировавшейся социологии глобализации. Согласно Беку, исследования процессов глобализации выступают главным образом как отклонения от господствующих теоретических ориентаций. Тем не менее в дискуссиях последних лет национально-государственные принципы социологии Первого модерна были заметно поколеблены.

Интересно
Характеризуя различные концепции глобализации, Бек выделяет два основных подхода. Некоторые исследователи стремятся выявить одну доминирующую логику глобализации. В качестве таковой чаще всего рассматривается развитие мировой капиталистической системы, хотя центральная роль может отводиться также и политическим либо культурным процессам.

С другой стороны, существует точка зрения, которую разделяет и сам Бек, что глобализация определяется несколькими различными факторами. Как пишет Бек, “рядом друг с другом существуют различные собственные логики экологической, культурной, экономической, политической и общественно-гражданской глобализации, несводимые друг к другу и не копирующие друг друга, а поддающиеся расшифровке и пониманию только с учетом их взаимозависимостей”.

Своеобразный синтез теорий глобализации и информационного общества был осуществлен в работах М.Кастельса – испанского социолога, работающего в Калифорнийском университете в США. В своем исследовании “Информационная эпоха: экономика, общество и культура” (1996-1998) Кастельс предпринял попытку всестороннего анализа социальных изменений в современном мире, связанных с принципиально новой ролью новых информационных технологий.

В своих работах Кастельс рассматривает социальную структуру “сетевого общества”, которое характеризуется одновременной трансформацией экономики, политики и культуры.

С его точки зрения, новые информационные технологии, являющиеся необходимым инструментом такой всесторонней трансформации, не могут считаться ее причиной. Как утверждает Кастельс, становление сетевого общества, начавшееся в 70-е годы, было в значительной степени обусловлено тремя параллельными, но независимыми друг от друга процессами.

К их числу он относит, во-первых, информационно-технологическую революцию; во-вторых, возникновение новых социальных движений 60-70-х годов; в-третьих, кризис, с которым столкнулись две существовавшие в тот период социально-экономические системы (капитализма и реального социализма, который Кастельс предпочитает именовать “этатизмом”).

Одна из этих противостоявших друг другу систем оказалась неспособной адаптироваться к требованиям информационной эпохи и распалась, тогда как система капитализма пережила масштабную внутреннюю трансформацию, но продолжила свое развитие.

Согласно Кастельсу, социальная структура сетевого общества основана на новой экономике. Хотя эта экономика является капиталистической, она представляет собой новую разновидность информационного и глобального капитализма.

Важнейшими источниками производительности и конкурентоспособности в такой экономике становятся знания и информация. Процесс производства зависит от доступа к информационным технологиям, а также от качества человеческих ресурсов и их способности управлять новыми информационными системами.

Все центры экономической активности оказываются тесно взаимосвязанными и зависят от глобальных финансовых рынков и международной торговли. В целом новая экономика организована вокруг информационных сетей, не имеющих центра, и опирается на постоянное взаимодействие между узлами этих сетей.

Анализируя изменения в социальной структуре, Кастельс отмечает возрастание социального неравенства и поляризации в глобальном информационном обществе. Решающее значение, по его мнению, приобретает фрагментация рабочей силы на обладающих высокой квалификацией информациональных производителей и основную массу работников, не связанных с новыми технологиями.

Представители первой группы контролируют свой рабочий процесс и в значительной степени становятся независимыми производителями. В то же время большая часть рабочей силы не имеет постоянного места работы, перемещаясь между различными источниками занятости. Кастельс указывает также, что усиливается социальное. исключение индивидов, не представляющих ценности в качестве рабочих и потребителей. В конечном счете происходит размывание среднего слоя, который являлся опорой капиталистических обществ в индустриальную эпоху.

Согласно Кастельсу, в информационном обществе происходит трансформация отношений власти. Изменения в политической сфере связаны прежде всего с кризисом национального государства.

В результате глобализации капитала, а также децентрализации властных полномочий, во все большей степени переходящих к отдельным регионам, значение институтов государственной власти заметно уменьшается. Кастельс рассматривает также роль средств массовой информации в политической жизни современных обществ. По его мнению, политика осуществляется сегодня главным образом посредством манипулирования символами в средствах массовой информации.

Интересно
В целом Кастельс характеризует сетевое общество как расширяющуюся систему, проникающую различными путями и с разной интенсивностью во все регионы мира. Он рассматривает различные формы взаимодействия сетевых структур с ранее существовавшими социальными структурами. В этой связи особое внимание Кастельс уделяет анализу причин крушения советской системы, а также вхождению постсоветской России в информационную эпоху.

Хотя проблемы глобализации обсуждались в социологии лишь в течение довольно непродолжительного времени, уже можно говорить о некотором изменении тональности дискуссий по данной теме. Так, если в начале 90-х годов было принято выделять положительные стороны процесса глобализации, то к концу десятилетия все большее число западных социологов указывают на негативные последствия этого процесса.

В число алармистски настроенных исследователей глобализации входят такие крупные теоретики, как З.Бауман и У.Бек. Следует отметить также, что в последние годы в обсуждение проблем глобализации все более активно включаются и отечественные ученые.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)