Постмодернизм и социальная теория

Постмодернизм – направление в гуманитарных и социальных науках, которое сформировалось и приобрело популярность в 80-е годы. Это не чисто социологическое теоретическое направление, скорее в большей степени философское, чем социологическое.

Как отмечает Дж. Ритцер: “Постмодернистская социальная теория в значительной степени была созданием людей, не являвшихся социологами”.

Кроме того, прежде чем идеи постмодернизма получили распространение в философии и социологии, уже существовали постмодернистские течения, например, в литературе или архитектуре. Но нас будут интересовать прежде всего социологические теории, принадлежащие к этому направлению.

Как особое теоретическое течение постмодернизм возникает во Франции. На его становление оказали заметное влияние идеи М.Фуко и другого французского философа Ж.Деррида. Среди представителей собственно постмодернизма наибольшую известность получили работы Ж.Бодрийара и Ж.-Ф.Лиотара. После того как постмодернизм стал своеобразной модой в западной социологии, вышло огромное число публикаций, в которых рассматривались постмодернистские идеи.

Следует подчеркнуть, что не существует какой-либо единой постмодернистской социальной теории. Скорее нужно вести речь о многообразных теоретических подходах, часто совершенно не связанных между собой. Однако можно выделить ряд общих тем, объединяющих представителей этого направления. По утверждению сторонников постмодернизма, социальная теория, которую они представляют, соответствует новому состоянию общества.

Интересно
С их точки зрения, человечество вступает в новую эпоху, которая существенно отличается от эпохи модерна, охватывающей примерно последние два столетия истории стран Запада. Термин постмодерн обозначает некое новое состояние, предположительно достигнутое развитыми западными обществами.

Наибольшее внимание в постмодернистских концепциях уделяется изменениям, происходящим в сфере культуры. Эти изменения связываются прежде всего с упадком единых национальных культур и распространением “мультикультурализма”. Постмодерн в таком случае означает прежде всего культурное разнообразие, множественность стилей жизни.

Нередко утверждалось. что культура постмодерна связана с возникновением постиндустриальной экономики. Вместе с тем некоторые авторы марксистской ориентации рассматривают постмодернизм как культуру периода позднего капитализма, общества массового потребления. Но если марксисты считают сферу культуры вторичной по отношению к экономике, то в самих постмодернистских концепциях именно культура приобретает центральное значение, а происходящие в ней изменения определяют характер нового общества.

В постмодернистских концепциях могут использоваться элементы теорий информационного общества, которые отводят важнейшее место в сегодняшних социальных изменениях развитию средств коммуникации, особенно компьютерных технологий. Но при этом сторонники постмодернизма делают далеко идущие выводы из анализа социальных изменений, связанных с зарождением информационного общества.

Ярким представителем постмодернистского направления в социологии выступает Ж.Бодрийар. В 60-е годы Бодрийар стоял на марксистских позициях. В дальнейшем он отходит от марксизма, но и в своих работах 7080-х годов он продолжает рассматривать, хотя и под иным углом зрения, те же проблемы, что и в более ранний период. В центре внимания Бодрийара находится современное западное общество, которое он характеризует прежде всего как общество потребления.

Интересно
Согласно Бодрийару, в экономически развитых странах Запада потребление стало основным содержанием общественной жизни, оттеснив на второй план производство и накопление. Причем потребление служит сегодня удовлетворению не подлинных человеческих потребностей, а скорее искусственных потребностей, насаждаемых рекламой.

Процесс удовлетворения таких потребностей в принципе не может быть завершен, он не знает предела, насыщения. С точки зрения Бодрийара, в обществе потребления производство во все возрастающей степени становится производством знаков, а не реальных вещей. Основным объектом анализа Бодрийара в данном случае являются телевидение и реклама.

Как отмечает этот социолог, наше восприятие окружающего мира сегодня во многом определяется виртуальной реальностью, создаваемой средствами массовой информации. Образы, возникающие на телеэкранах, могут казаться более реальными, чем отражаемая ими действительность. Но эти образы часто представляют собой “симулякры”, то есть копии, не имеющие оригинала. Фактически оказывается невозможным отделить знак от обозначаемого, воображаемое от подлинного.

Виртуальная реальность средств коммуникации начинает жить своей собственной жизнью и не нуждается более в какой-либо объективной действительности. Согласно Бодрийару, всякая объективная реальность полностью растворяется в виртуальной гипер-реальности.

Более того, человек как действующий субъект, который находился в центре внимания многих философских и социологических теорий периода модерна, также исчезает. Между индивидом и окружающей средой больше нет никаких объективных отношений. Индивид, непрерывно бомбардируемый телевизионными образами, сам становится частью электронных сетей коммуникации.

В то же время Бодрийар подчеркивает пассивность масс, их невосприимчивость к воздействию сообщений, передаваемых средствами информации. Процесс коммуникации оказывается односторонним, поскольку массы населения, превратившиеся в телеаудиторию, никак не реагируют на посылаемые им сообщения.

Бодрийар сравнивает массы с астрономическими черными дырами, которые поглощают свет, но не отражают его. В конечном счете, согласно Бодрийару, оказывается возможным лишь пассивное неприятие массами существующего положения вещей. Однако эти массы в принципе не способны на какие-либо активные действия, направленные на изменение социального строя.

В постмодернистских теориях – и это во многом определяет их специфику – ставятся философские вопросы о человеческом познании, объективности, истине. По мнению авторов таких теорий, в “постсовременную” эпоху ответ на эти вопросы должен быть совершенно иным по сравнению с периодом модерна.

Для Ж.-Ф. Лиотара постмодерн означает прежде всего отказ от того, что он называет “метарассказами”, то есть философских и научных теорий, претендующих на знание окончательной истины, на понимание направления движения человеческой истории. Со времен Гегеля, Конта и Маркса история рассматривалась как прогрессивное, поступательное развитие. Для всех этих теорий была характерна непоколебимая вера в науку, в разум, в прогресс.

Постмодернистские концепции отличает глубокий скептицизм по поводу могущества человеческого разума равно как и социального прогресса. Как утверждает Лиотар, вера во всеобщее освобождение и в возможность рационально устроенного общества является наследием эпохи Просвещения, от которой необходимо отказаться.

Согласно Лиотару, на место больших повествований (метарассказов) с их претензиями на универсализм должны прийти локальные повествования, которые обслуживают потребности в познании окружающего мира лишь одной конкретной человеческой группы и признают существование различий между культурами.

С концепцией Лиотара в чем-то перекликается тезис о конце истории американского политолога Ф.Фукуямы. Идея конца истории утверждает окончательную победу идеологии западного либерализма над всеми соперничающими идеологиями, включая марксизм. С точки зрения постмодернистов, это означало бы торжество одного из “метарассказов”, тогда как, согласно Лиотару, эпоха постмодерна связана с упадком всех без исключения универсалистских теорий.

В целом идеи постмодернизма получили довольно-таки неоднозначную оценку в западной социологической теории. Среди крупнейших современных социологов есть как сторонники, так и непримиримые критики постмодернизма. Своеобразную интерпретацию идей постмодернизма предлагает, например, З.Бауман.

С его точки зрения, постмодерн представляет собой не начало какого-то нового этапа, а скорее завершение эпохи модерна. В ситуации постмодерна можно, наконец, дать оценку предшествующему историческому периоду, начало которому положили Промышленная революция и идеология Просвещения.

Бауман проводит различие между основными характеристиками модерна и постмодерна как двух состояний общественной жизни. Как пишет этот социолог: “В то время, когда институты модерна при преданной поддержке ментальности модерна сражались за универсальность, однородность, монотонность и прозрачность, все наиболее заметные черты состояния постмодерна: институционализированный плюрализм, разнообразие, случайность и амбивалентность – изгонялись во все увеличивающихся масштабах…

Состояние постмодерна возможно описать, с одной стороны, как модерн, освобожденный от ложного сознания; с другой – как новый тип социального состояния, отмеченного открытой институционализацией тех характеристик, в отношении которых модерн, в его замыслах и практиках управления, предпринимал шаги к уничтожению и, не достигая этого, старался их утаить”.

Согласно Бауману, сегодня стала очевидной неправомерность притязаний тех идеологий, которые сформировались в обществе модерна. В настоящее время можно ясно видеть последствия господства таких идеологий.

Как считает Бауман, в сегодняшнем мире интеллектуалы должны осознавать, что их роль не может заключаться в навязывании обществу неких норм, соответствующих каким-то абстрактным принципам. По мнению этого социолога, интеллектуалы должны отказаться от роли законодателей и взять на себя более скромную роль интерпретаторов или посредников между различными культурами.

Самым последовательным критиком идей постмодернизма выступает Ю.Хабермас. Он обвиняет сторонников этого направления в политическом консерватизме и утверждает, что их теории являются не столько постмодернистскими, сколько антимодернистскими. С точки зрения самого Хабермаса, общество модерна еще не реализовало всех своих потенциальных возможностей. Он полагает, что современное общество страдает не от избытка рациональности, о чем говорят постмодернисты, а скорее от ее недостатка.

Хабермас указывает на отрицательные последствия господства в обществе лишь одного типа рациональности инструментальной рациональности, насаждаемой капиталистической экономикой и бюрократизированным государством. Выход из такой ситуации он видит в дальнейшей рационализации взаимодействия на уровне жизненного мира, где преобладает иной тип рациональности.

Спорам Хабермаса с постмодернистами дали новый импульс политические события конца 80-х годов в странах Восточной Европы. С одной стороны, восточноевропейские революции 1989 года, казалось бы, подтверждали некоторые положения теорий постмодерна. Прежде всего это относится к идее упадка тотальных идеологий переустройства общества.

Крушение марксистской идеологии в странах бывшего социалистического лагеря вполне соответствовало этой теоретической схеме. Кроме того, западное общество периода постмодерна обладало явной привлекательностью в глазах жителей Восточной Европы и во многом служило для них образцом.

Вместе с тем, по мнению Ю.Хабермаса, смысл социальных процессов, развернувшихся в странах бывшей социалистической системы, был прямо противоположен утверждениям постмодернистов. Как полагает Хабермас, восточноевропейские общества прежде всего попытались вернуться в эпоху модерна. Моделью для этих обществ служили социальные институты модерна: парламентская демократия и рыночная экономика.

Дж.Александер также активно включился в развернувшуюся в западной социологии полемику вокруг постмодернистских теорий. В целом Александер отвергает представление о том, что западные общества вступили в эпоху постмодерна. С его точки зрения, социальные изменения последних нескольких лет привели скорее к распространению и усилению социальных институтов современного общества. Это общество вовсе не уступает место некоему новому типу социального устройства. В этой связи Александер использует понятие “неомодернизма”.

В то же время он не отождествляет модерн с западным обществом, полагая, что возможны различные пути модернизации. Критики постмодернистских теорий неоднократно указывали, что данные теории не соответствуют научным стандартам, поскольку их невозможно опровергнуть с помощью эмпирических исследований. При этом постмодернизм нередко рассматривался как разновидность идеологии.

В целом за последние годы теории постмодернизма заметно утратили свою популярность. По-видимому, можно считать, что мода на постмодернизм в западной социологии в основном прошла. Во всяком случае постановка вопроса о том, не является ли постмодернизм предвестником нового кризиса в теоретической социологии, представляется несколько запоздалой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)