Проектирование и построение сети распределения

Для обеспечения продвижения потоков товаров до конечных потребителей логистика должна создать систему логистических цепей поставок с эффективно действующей сбытовой инфраструктурой. Для распределительной логистики это означает проектирование сети распределения на основе оптимизации ограниченных ресурсов фирмы.

Необходимость в подобной реконструкции может быть вызвана следующими причинами:

  • существенные изменения в объеме спроса на товары или в стабильности спроса со стороны клиентов;
  • усиление конкуренции на рынке и как следствие этого поиск возможностей сокращения логистических затрат на продвижение товаров на рынке;
  • изменение товарной специализации фирмы или выход на новые рынки;
  • повышение требований конечных потребителей к качеству обслуживания;
  • изменения в политике сбыта, ценообразования;
  • низкая эффективность использования ресурсов компании (организационных, финансовых, технических);
  • финансовые изменения.

Перед принятием решения о модернизации существующей сети распределения руководству логистики следует изучить следующие факторы:

  • эффективность основных логистических функций, выполняемых подразделениями компании;
  • степень удовлетворенности внутренних потребителей и внешних клиентов имеющимся логистическим сервисом;
  • степень рациональности использования ресурсов компании при выполнении функций распределения;
  • общие затраты на логистику распределения и составляющие логистических издержек по видам деятельности;
  • наличие конфликтных ситуаций между подразделениями по логистическим параметрам и перекрестных функций при управлении логистическими процессами;
  • состояние складского и транспортного хозяйства и других составляющих сбытовой инфраструктуры, необходимость вложения финансовых средств в их модернизацию.

Перед принятием решения о построении собственной сети распределения руководство компании должно объективно оценить достоинства и недостатки основных сбытовых систем (табл. 2).

Проектирование и построение сети распределения

Проектирование и построение сети распределения

При значительном числе регионов сбыта товаров компании предпочитают комбинировать несколько сбытовых систем с учетом особенностей тех или иных регионов.

Процедура построения сети распределения включает ряд этапов:

  1. Разработка прогнозов продаж и анализ рынков сбыта товаров. При реализации данного этапа основная роль принадлежит маркетингу.
  2. Анализ и оценка деятельности существующей сети распределения. Решение вопроса выбора варианта сбытовой системы с учетом имеющихся ограничений.
  3. Выбор сбытовой стратегии применительно к каждому отдельному рынку сбыта с учетом маркетинговых и логистических ограничений.
  4. Сегментация рынков сбыта по уровню обслуживания клиентов (определение районов товароснабжения, определение уровня запасов у клиентов, частоты поставок, уровня сервиса).
  5. Определение оптимальной структуры сети распределения (разбиение системы всей системы на региональные цепи поставок, определение для них конкретных участников товародвижения, распределение между ними функций в процессе продвижения товаров и запасов).

Построение организационной структуры системы распределения:

  1. Создание логистической инфраструктуры (обслуживать рынки собственными силами или привлечь посредников).Формирование оптимальной складской сети системы распределения.
  2. Определение оптимального числа складов в регионах.
  3. Определение функционального назначения складов и их взаимосвязь.
  4. Определение места размещения складов.

Выбор оптимальной стратегии складирования:

  1. Использование собственных складов.
  2. Аренда складских площадей.
  3. Использование складских услуг логистическим посредников.

Выбор технологии товародвижения (доставки):

  1. Выбор оптимального товароносителя.
  2. Выбор транспортного средства доставки.
  3. Разработка оптимальных маршрутов доставки.
  4. Создание единой информационной сети.

Анализ и оценка деятельности логистических цепей поставок:

  1. Определение ограничений.
  2. Определение показателей оценки деятельности системы распределения.
  3. Выбор критериев оценки системы распределения.

Вопрос о проектировании сети распределения у фирмы возникает тогда, когда она решает продвигать товары собственными силами.

Процесс проектирования в этом случае является ответом логистики на новые маркетинговые стратегии компании. Также вопрос о проектировании сети возникает тогда, когда уже существующая сеть показала свою неэффективность.

В этом случае можно говорить не о проектировании новой сети распределения, а о модернизации уже существующей системы распределения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)