Модели коррекционно-развивающей работы и их характеристика
Общая модель КРР предполагает создание для детей с У.О. специальных педагогических условий.
Она включает в себя:
- щадящий охранительно-стимулирующий режим;
- дозировки нагрузки (интеллектуальной, физической, зрительной, тактильной, слуховой и др.);
- введение смысловых опор, обеспечивающих успешность взаимодействий (планов, памяток, алгоритмов);
- наличие разумной и понятной ребенку системы требований, регулирующей его отношения с окружающим;
- насыщение среды разнообразными объектами;
- организация полисенсорного восприятия объектов и обеспечение разнообразия деятельности (восприятие предметов включает в себя зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.
Взаимодействие восприятий является полисенсорным восприятием, которое определяется как комплексное отражение действительности через различные уровни модальности (отношение говорящего к содержанию его высказывания, целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности).
Существуют общие закономерности отклоняющегося развития:
- нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации (страдают восприятие, мышление, память);
- нарушение речевого опосредования;
- более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности;
- риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.
Типовая модель КРР основана на организации специальных воздействий на проблемные зоны детей в рамках одного типа нарушений, с использованием соответствующих приёмов и форм работы.
При интеллектуальной недостаточности – учёт сниженной активности (замедленность, вялость) познавательных процессов и слабости ориентировочной деятельности.
При трудностях в обучении – недоразвития школьнозначимых функций (зрительно-пространственного гнозиса (знание, учение, познание) и праксиса (действие – способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану, пространственной ориентации, координации в системе «глаз-рука») и саморегуляции деятельности. При У.О.– трудностей в установлении эмоциональных и социальных связей и пр.
Индивидуальная модель КРР ориентирована на профилактику и преодоление ограничений жизнедеятельности ребёнка с учётом его индивидуально-психологических особенностей.
Индивидуальная модель КРР – основа для реализации индивидуального подхода. Это достигается в процессе создания и осуществления индивидуальных коррекционно-развивающих программ. Все это имеет свое основание. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы (от латинского – начало, основа).
Дети с выраженной степенью умственной отсталости имеют ряд специфических особенностей, обусловленных и структурой дефекта, и условиями проживания, которые в какой-то степени, но изолируют ребёнка от постоянного контакта с окружающим миром.Недоразвитие познавательной деятельности у воспитанников оказывается как бы предопределённым уже в раннем детстве вследствие нарушения темпа психического развития и его своеобразия у каждого воспитанника.
Начальным звеном в этом недоразвитии является несформированность сенсомоторной деятельности, которая задерживает развитие у ребёнка более сложных системных процессов (память, мышление, речь), а также затрудняет процесс овладения основными видами деятельности.
Все эти особенности существенно затрудняют организацию целенаправленной деятельности в течение продолжительного периода времени (7 минут рисовать; или складывать картинки и т.п.).
Другими словами, организация урока и занятия, досуговой деятельности, экскурсий должна осуществляться таким образом, чтобы в процессе общения взрослого и детей происходила коррекция имеющихся особенностей недоразвития, развитие ресурсных потенциальных возможностей каждого ребёнка и освоение им социально значимых форм и способов поведения.Планируя учебно-воспитательный процесс, педагог во главу угла ставит личность ребенка с его недостатками и возможностями; различные отрицательные черты характера (импульсивность, немотивированное поведение и пр.) включаются в планируемую учебно- воспитательную работу в качестве направлений коррекционного воздействия.
Коррекционное воздействие – это специально разработанная система:
- воспитательных мероприятий;
- оформления окружающей среды;
- разработки коррекционно-развивающих упражнений;
- овладения воспитателями технологиями обучения, обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими, позволяющими и побуждающими каждого высказать свое “Я” и т.п.
Учитывая всё вышеизложенное, необходимо планировать занятия и уроки, опираясь на следующие коррекционно-развивающие принципы.
- Краткая характеристика основных психо-коррекционных методов школьного психолога
- Методы коррекционно-развивающей работы педагога
- Основные направления коррекционно-развивающего обучения детей с интеллектуальными и поведенческими нарушениями
- Этапы организации коррекционно-развивающей работы
- Развитие основных психических функций
- Принципы коррекционно-развивающей работы
- Модели коррекционно-развивающей работы, их характеристика
- Коррекционная направленность воспитания и обучения
- Коррекционная направленность обучения и воспитания
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу