Этапы организации коррекционно-развивающей работы
Организация работы осуществляется в три этапа.
Рассмотрим каждый из них:
- диагностико-прогностический;
- коррекционно-формирующий;
- оценочно-проективный.
Диагностико-прогностический этап включает следующие виды деятельности.
Комплексную психолого-педагогическую диагностику.
Разработку конкретных целей, задач, стратегий коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ.
Комплексная психолого-педагогическая диагностика учащихся проводится с использованием разработанной диагностической программы.
Подытоживая все сведения, полученные в ходе анализа литературы и опыта практической работы педагогов и психологов, можно выделить ряд специфических особенностей, характерных для диагностики, проводимой для нужд коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ:
- диагностика в этом случае требует применения набора разнообразных методик и экспериментов, направленных на изучение различных сторон психических процессов, свойств, личностных качеств и форм деятельности учащихся;
- диагностика как этап коррекционной работы требует включения в диагностический процесс не только отдельного ребенка, но и реально функционирующие группы, членом которых он является;
- диагностика и коррекция осуществляется на всем протяжении работы, поэтому коррекционные приемы являются одновременно и диагностическими для участников коррекции;
- диагностика в этом случае требует соблюдения принципа активности самих испытуемых, что означает личную заинтересованность самих участников во всех диагностических процедурах. В этих условиях диагностика психолога превращается в самодиагностику, когда участники коррекции ставят перед собой задачу анализа собственных психологических качеств, особенностей личности, характера социального поведения и т. д.;
- диагностика, проводимая для нужд коррекции, должна обладать не столько констатирующим, сколько эвристическим характером, т. е. дающим возможность понимания субъективного мира ребенка, группы детей, расширяющей диапазон психической реальности как для психолога, так и для обследуемых.
Прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка в отношении учащихся с ограниченными возможностями здоровья должен быть весьма осторожным.
Прогноз в значительной мере зависит от условий, которые либо стимулируют, либо затормаживают развитие ребенка. Поэтому при формулировании прогноза необходимо учитывать, какая работа и в каком направлении будет проведена с ребенком.
Разработка целей и задач коррекционно-развивающей работы производится на базе полученных данных и исходя из диагноза и прогноза развития каждого учащегося, при этом основной целью работы психолога и педагогов с данной категорией детей является обеспечение позитивных сдвигов в психическом развитии ребенка, целенаправленное продвижение относительно его собственных возможностей, стимулирование развития и саморазвития учеников.
Решение конструктивно-прогностических задач в процессе формулирования диагноза, прогноза развития, определения целей и задач коррекционно-развивающей работы проводится коллегиально под руководством
школьного психолога.
Так же коллегиально осуществляется выбор стратегии воздействия на ребенка, причем в процессе выбора стратегии реализуется личностноориентированная работа, поскольку выбор зависит от того, какие школьные трудности испытывает конкретный ребенок, и в чем это проявляется.
Стратегия формирования, рассматриваемая как развитие, идущее извне, интервенция во внутренний мир ребенка выработанных обществом способов, приемов деятельности и норм оценок, выбирается в том случае, когда у ребенка необходимо сформировать какое-то качество, доселе отсутствующее или находящееся в зачаточном состоянии.Стратегия коррекции как совокупность психолого-педагогических мер по устранению отклонений, нарушений, недостатков развития выбирается в том случае, если у ребенка необходимо уравновесить или заместить неадекватно сформированное качество или нарушенную функцию.
Применительно к процессу коррекции неадекватного отношения к учению эта стратегия означает ослабление устойчивости уже сложившегося у учащегося отношения и с помощью его расшатывания формирование нового, желательного отношения.
Стратегия развития, понимаемая как усиление заложенных в ребенке возможностей, стимулирование активности, самостоятельности и ответственности, выбирается в случае наличия у ребенка необходимых качеств и свойств, которые необходимо развить в ходе проводимой коррекционноразвивающей работы.
Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала) рассматривается как помощь, способствование саморазвитию учащихся.
Данная стратегия имеет цели, адекватные целям психологического сопровождения учащихся. Цель сопровождения — создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он выбрал сам.
Так как технология коррекционно-развивающей работы обязательным элементом имеет четкое планирование учебно-воспитательного процесса под цели коррекции, подчинение методов и средств работы этим целям, то планирование является наиболее важной деятельностью на диагностикопрогностическом этапе.
Реализуется при построении индивидуальных коррекционно-развивающих программ для каждого обучающегося на основе индивидуальных карт психического развития.
Таким образом, программа коррекционно-развивающей работы специалистов с обучающимися с ОВЗ должна отвечать следующим требованиям:
- программа должна учитывать возрастные особенности детей и зону их ближайшего развития;
- она должна сочетать в себе коррекционные возможности индивидуальной работы с ребенком и совместной деятельности детей;
- принятие решения о формах, методах и участниках коррекционно-развивающего процесса должно основываться на результатах комплексной психолого-педагогической диагностики, проводимой на этапе, предшествующем собственно коррекционному;
- в программе коррекционной работы должны быть учтены возможность и необходимость организации работы всех специалистов одновременно, последовательно или параллельно в разных формах, с использованием различных методов;
- программа коррекционно-развивающей работы должна учитывать необходимость оценки эффективности коррекционного воздействия как в процессе его реализации, так и по завершению.
Индивидуальные развивающие программы представляют собой систему целей (близких, отдаленных, конечных) развития, специфических для данного ребенка; совокупность помогающих воздействий и оптимальные способы их осуществления; этапы развития, их результаты. Поэтому индивидуальные программы развития детей имеют существенные различия.
В работе с обучающимися с ОВЗ необходимо исходить из понимания нескольких видов норм — предметной, социально-возрастной, индивидуальной.
Поэтому построение программ осуществляется таким образом, чтобы в ходе индивидуального развития учащийся соответствовал предметной норме (усвоил школьную программу в соответствии со стандартом — общим или специальным), находился в пределах возрастной нормы (включался в ведущую деятельность, был социально принят, имел необходимые психические новообразования возраста), соответствовал своей индивидуальной норме (соотношению уровней актуального, потенциального развития и саморазвития).
Учет всех видов норм позволяет разрабатывать и педагогическую, и психологическую часть программы, причем если педагогическая часть разрабатывается преимущественно с учетом предметной и возрастной норм учащегося, то психологическая часть строится на основе учета индивидуальных норм каждого ученика.Коррекционно-формирующий этап деятельности заключается в непосредственной реализации намеченных программ.
Решение задач психолого-педагогического сопровождения осуществляется в процессе всей работы, проводимой на данном этапе: с обучающимися, педагогическим коллективом и родителями учащихся.
На этом этапе работа с обучающимися с ОВЗ проводится в форме организации совместной деятельности на уроках и внеурочных мероприятиях, групповых и индивидуальных занятиях.
Модель работы с обучающимися массовой школы предусматривает две части коррекционно-развивающей работы — педагогическую и психологическую, поэтому педагогическую часть на основном этапе работы осуществляют учителя, дефектологи, психологическую — педагог-психолог, причем координацию совместных действий выполняет психолог.
Непосредственная работа школьного психолога с обучающимися с ОВЗ ведется во всех трех формах, однако предпочтение отдается групповой работе.
Этот выбор обусловлен рядом причин:
- во-первых, большими потенциальными возможностями групповой работы с точки зрения коррекционно-развивающего эффекта;
- во-вторых, соображениями чисто технических преимуществ;
- в- третьих, ролью референтно – значимой (такой, на который ориентируется человек в системе своих моральных ценностей.) для учащегося группы в формировании положительного отношения к учению.
Коррекционные группы для работы с психологом комплектуются с учетом полученной диагностической информации, причем приоритетным считается стремление участников группы работать вместе, поскольку таким образом наиболее полно реализуется технолого-педагогическое условие по организации оптимального эмоционально- стимулирующего общения учащихся друг с другом и психологом.
Кроме групповых коррекционно-развивающих занятий непосредственная работа школьного психолога с обучающимися с ОВЗ осуществляется в форме организации совместной деятельности учащихся всего класса, причем данная работа может проводиться в привычных социально-педагогических формах взаимодействия учеников друг с другом и с учителями: классные часы, вечера отдыха, конкурсные мероприятия, выезд за город и т. п.
Подобные мероприятия способствуют:
- во-первых, повышению психологической культуры учащихся;
- во-вторых, объединению всего класса в единую группу;
- в-третьих, переносу полученных новых способов поведения и общения в реальную обстановку класса и школы.
Кроме того, поскольку участниками подобных мероприятий являются классные руководители и некоторые учителя, то такие формы работы могут использоваться в качестве демонстрационнообучающих для педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.
Помимо групповых форм работы с некоторыми обучающимися с ОВЗ должна проводиться индивидуальная работа. Дополнительное использование индивидуальной формы проведения коррекционно-развивающих занятий в каждом конкретном случае определяется характером психологических трудностей, испытываемых ребенком или подростком.
В случае, когда проблемы ребенка концентрируются вокруг социального приспособления, показана групповая психокоррекция, когда же проблемы ребенка лежат в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития, более эффективной на начальных этапах оказывается индивидуальная психокоррекция.
Например, работа по преодолению тревожности проводится по следующим направлениям:
- обучение ребенка приемам и методам овладения своим волнением, беспокойством, тревожностью;
- формирование у школьника необходимых умений и навыков, ведущих к повышению результативности деятельности, что снимает страх перед предстоящей деятельностью;
- перестройка особенностей личности, его самооценки и мотивации.
Если первое направление отрабатывается на индивидуальных занятиях, то два последующих — на групповых. Причем второе направление, а именно снятие страха перед предстоящей деятельностью путем отработки приемов повышения результативности деятельности, является актуальным для всех учащихся, испытывающих школьные трудности. Они в подавляющем большинстве не умеют продуктивно работать с учебными текстами, поэтому зачастую и не желают работать с ними.
И одной из частных задач, решаемых в ходе коррекционноразвивающей работы, является научение подростков продуктивной работе с текстами учебников.
Таким образом, непосредственная работа школьного психолога с обучающимися с ОВЗ, реализующая технолого-педагогические и, частично, нравственно-психологические и индивидуально-личностные условия, способствует самопознанию, формированию позитивного самоотношения, адекватной самооценки способностей и возможностей, создает предпосылки переживания эмоционального благополучия в школе и косвенным образом влияет на формирование познавательных интересов учащихся (под косвенным влиянием имеем в виду развитие простейших учебных интересов, связанных с обогащением кругозора, развитием любознательности и т. п.).Одновременно с непосредственной работой школьного психолога с обучающимися с ОВЗ проводится работа с учителями и семьями школьников, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.
В целях повышения квалификации и психолого-педагогической грамотности учителей, работающих с обучающимися с ОВЗ, и всего педагогического коллектива, поскольку проблема создания оптимальных условий для данного контингента учащихся касается всего коллектива, психолог обязан участвовать в разработке и проведении педсоветов.
Данная форма работы с учителями решает следующие задачи:
- обогащение педагогов теоретическими знаниями по проблеме;
- выработка коллективного решения педагогов по выполнению конкретных задач работы с обучающимися с ОВЗ, имеющими проблемы развития.
Кроме того, желательно проведение ряда педагогических семинаров по данной проблематике (примерная тематика семинаров: «Проблемы общения с обучающимися с ОВЗ в деятельности учителя», «Диагностика школьных трудностей в учебном процессе», «Методы развития познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья», «Взаимодействие учителя и ученика в учебном процессе: воспитание толерантности и взаимопомощи», «Проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями развития», «Проблемы сохранения здоровья учителя и ученика: психическое здоровье в контексте психологической службы», «Профилактика вторичных отклонений в развитии особых школьников» и др.).
Наиболее продуктивной формой коллективной работы учителей по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья является организация творческой группы.
На заседаниях творческой группы вырабатываются и утверждаются основные положения коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ, а в соответствии с ними и некоторые педагогические рекомендации.
Работа педагогов строится в соответствии с разработанными рекомендациями и с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, что способствует реализации выделенных психолого-педагогических условий.
Основными задачами педагогической коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ являются:
- формирование у обучающихся положительного отношения к учебной деятельности значит формирование мотивов, побуждающих к этой деятельности и придающих ей определенный смысл; ведущими из них являются познавательные интересы;
- воспитание положительного отношения к учению возможно на базе достаточно высокой адекватной самооценки;
- отношение к учению у обучающихся зависит от переживания эмоционального благополучия в школе, поэтому создание эмоционального комфорта является непременным условием эффективности коррекционноразвивающей работы.
К педагогическим рекомендациям по организации работы с данными школьниками относятся следующие.
Для развития познавательных интересов необходимо:
- использование методов преподнесения учебного материала, способствующих более эффективному усвоению программы;
- использование дополнительного «развивающего» материала, обращение к непосредственному опыту учащихся;
- опора на наглядность, применение игровых форм, разнообразие заданий на уроках;
- постоянная активизация действий каждого учащегося на уроках и т. д.
Формированию оптимальной самооценки способствуют:
- знакомство учащихся с критериями оценок;
- подробная и конструктивная интерпретация выставленной отметки;
- включение учеников в оценку результатов своей собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников;
- безотметочное оценочное суждение в случае неудачных ответов; в таких случаях учитель должен высказывать оптимистическое суждение относительно возможностей ученика получить лучшую отметку и спросить его в следующий раз.
Для переживания эмоционального благополучия на уроках и в школе в целом необходимо:
- снятие страха у учащихся перед предстоящей деятельностью;
- использование приемов подкрепления, персональной исключительности и др.;
- развитие в детях веры в собственные силы, создание ситуаций успеха;
- создание положительной атмосферы доброжелательности и взаимопомощи в ученическом коллективе;
- установление личностного доверительного общения педагогов и учащихся.
Оценочно-проективный этап деятельности заключается в анализе результатов проведенной работы и проектировании последующей работы с обучающимися с ОВЗ.
Обсуждение эффективности проделанной работы, сопоставление прогнозируемого и полученного результата педагогами, дефектологом и психологом проводится на итоговом заседании психолого-медико педагогического консилиума школы.
Данная форма совместной работы всех учителей, работающих в классе, психолога, администрации школы дает возможность обсудить итоги проведенной педагогической и психологической части коррекционно-развивающей работы, представить и обсудить собственный опыт работы, познакомиться с опытом работы коллег.Полученная информация может использоваться не только для оценки эффективности проделанной работы, но и для построения плана последующей коррекционноразвивающей работы.
- Краткая характеристика основных психо-коррекционных методов школьного психолога
- Методы коррекционно-развивающей работы педагога
- Основные направления коррекционно-развивающего обучения детей с интеллектуальными и поведенческими нарушениями
- Развитие основных психических функций
- Принципы коррекционно-развивающей работы
- Модели коррекционно-развивающей работы, их характеристика
- Коррекционная направленность воспитания и обучения
- Модели коррекционно-развивающей работы и их характеристика
- Коррекционная направленность обучения и воспитания
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу