Логистические каналы и цепи в распределении товаров

Распределение товаров осуществляется на практике через сеть логистических каналов и цепей. Как правило, под логистическим каналов понимается частично упорядоченное множество различных участников, осуществляющих доведение материальных (и сопутствующих им) потоков от производителей начального уровня до их конечных потребителей.

После того как сделан выбор конкретных участников процесса передвижения материального потока от поставщика начального уровня к конечному потребителю, логистический канал преобразуется в логистическую цепь.

Логическая цепь — упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального и сопутствующих потоков от одного звена логистической цепи к  другому.

Формирование логистических цепей может осуществляться путем добровольного сотрудничества и партнерства на взаимовыгодных условиях, юридически закрепленных в соответствующих договорах.

Логистические цепи обладают основными свойствами:

  • системность — каждая отдельно взятая операция не образует ЛЦ, она возникает лишь в определенном взаимодействии и состоянии логистических операций;
  • устойчивость, т.е. способность логистической цепи сохраняться до полного выполнения задач ее организации;
  • гибкость, т.е. изменчивость состава (звеньев) цепи с учетом изменения задач и функций;
  • адаптивность, т.е. постоянную настройку элементов цепи на изменяющуюся конъюнктуру рынка;
  • эффективность, т.е. логистическая цепь сохраняется до тех пор, пока это выгодно всем ее участникам.

Все разнообразие возможных логистических цепей классифицируют:

  • по количеству звеньев (операций) — двух-, трех- и многозвенные цепи;
  • по составу участников — внутренние (только подразделения предприятия) и внешние — результат взаимодействия экономически самостоятельных субъектов;
  • по времени действия — постоянные или долговременные, периодического действия или разовые;
  • по обслуживаемым рынкам — глобальные, региональные и локальные цепи.

Эта классификация не может охватить все разнообразие логистических цепей, поэтому рассмотрим логистические цепи по определяющему признаку — по количеству звеньев и по составу участников.

Простейшая логистическая цепь, получившая название прямого сбыта, включает двух участников — товаропроизводителя и потребителя.

Использовать прямые логистические каналы и цепи целесообразно в случаях, когда:

  • формируется материальный поток большой мощности (при больших объемах грузовых партий);
  • в логистическую систему поступили конкретные индивидуальные заказы, которые отвечают всем ее транспортно-перемещающим требованиям (нормам);
  • параметры (мощность, напряженность) материального потока оправдывают затраты на его передвижение;
  • число пунктов назначения (заказчиков) невелико, и они поглощают все материальные потоки, генерируемые производителем;
  • товарный поток является узкоспециализированным (сложное оборудование; продукция, изготовленная по индивидуальным заказам; продукция, требующая от производителя монтажных, наладочных работ и т.д.);
  • материальный поток не требует складской переработки;
  • производитель располагает достаточными финансовыми возможностями для создания и эксплуатации логистической системы с прямыми связями.

Преимуществом прямых логистических каналов и цепей является возможность осуществления более концентрированных и своевременных мероприятий по корректировке потоковых процессов. Они позволяют быстро адаптироваться к требованиям потребителей и контролировать весь процесс управления.

Логистические цепи формально совпадают с каналами сбыта, т.е. могут быть как прямыми, так и эшелонированными, многоуровневыми.

Канал распределения — это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю, это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.

Уровень канала — это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него конечному потребителю.

Протяженность канала определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем:

  • нулевой: производитель — потребитель;
  • одноуровневый: производитель — розничный посредник — потребитель;
  • двухуровневый: производитель — оптовый посредник — розничный посредник — потребитель;
  • трехуровневый: производитель — оптовый посредник — мелкооптовый посредник — розничный посредник — потребитель.

Горизонтальными называют традиционные каналы — независимый производитель и один или несколько независимых посредников. Каждый представляет собой отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимальную прибыль. Это может идти в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом, так как ни один из членов канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных.

Вертикальные каналы распределения состоят из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как одна единая система (один из членов канала является собственником остальных компаний, либо представляет им определенные привилегии).

Корпоративная система включает в себя последовательные звенья производства, объединенные в рамках единоличного владения каналами распределения.

Уровень распределения — это любой торговый посредник, выполняющий распределительные функции, трансформируя материальные потоки в процессе их продвижения к конечному пункту назначения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)