Инкорпорация

Инкорпорация – это форма систематизации, направленная на упорядочение нормативно-правовых актов и (или) иных источников права, по какому либо признаку без их внутренней обработки, при этом результатом инкорпорации является всегда создание сборника или собрания нормативно-правовых актов и или иных источников права, объединенных по какому-либо признаку.

Каковы же основные структурные элементы инкорпорации.

Как указывает М.Ю. Осипов, инкорпорация характеризуется следующими элементами:

  • субъекты инкорпорации – субъекты права, которые осуществляют инкорпорацию;
  • объект инкорпорации – совокупность источников права, которые подлежат инкорпорации;
  • цель инкорпорации – тот результат, к которому стремиться субъект права, осуществляющий инкорпорацию;
  • способы инкорпорации – те приемы, с помощью которых осуществляется инкорпорация;
  • механизм инкорпорации – совокупность средств, организованных наиболее последовательным образом и направленных на достижение целей инкорпорации;
  • принципы и правила инкорпорации – основные положения и начала, в соответствии с которыми осуществляется инкорпорация.

Рассмотрим эти элементы инкорпорации более подробно. Как уже отмечалось выше, субъектом инкорпорации является субъект права или несколько субъектов права, которые осуществляют инкорпорацию.

В свою очередь, субъекты инкорпорации могут быть официально уполномочены осуществлять инкорпорацию, либо осуществлять инкорпорацию по собственной инициативе.

В первом случае инкорпорация будет являться официальной инкорпорацией; во-втором случае – неофициальной инкорпорацией.

Вторым элементом инкорпорации является объект и предмет инкорпорации.

Под объектом инкорпорации понимаются совокупность нормативно-правовых актов и (или) иных источников права, в отношении которых предполагается осуществить инкорпорацию.

Но одного объекта для инкорпорации еще недостаточно, для того, чтобы осуществить инкорпорацию.

Необходимо определить критерии, по которым можно будет осуществлять инкорпорацию.

В качестве таковых могут выступить:

  • тематическая рубрика по общероссийскому классификатору нормативных актов;
  • вид источника права;
  • принявший орган;
  • территория действия;
  • дата принятия;
  • юридическая сила и т. д.

Поэтому в качестве предмета инкорпорации могут выступать источники права, объединенные по избранным критериям.

В силу этого можно выделить следующие виды инкорпорации:

  • инкорпорация нормативно-правовых актов;
  • инкорпорацию нормативных договоров;
  • инкорпорацию судебных прецедентов;
  • инкорпорацию правовых обычаев;
  • инкорпорацию правовых доктрин (примером могут служить Дигесты Юстиниана).

Следующим элементом инкорпорации выступают принципы инкорпорации. Принципы инкорпорации – это основные начала, в соответствии с которыми осуществляется инкорпорация.

В теории права выделяют два основных принципа инкорпорации:

  • предметный принцип инкорпорации, согласно которому инкорпорация должна осуществляться в зависимости от особенностей сферы регулируемых отношений (по общероссийскому классификатору нормативно-правовых актов);
  • хронологический принцип – принцип, согласно которому инкорпорация законодательства осуществляется в зависимости от даты принятия нормативного акта.

При этом возможны два типа хронологической инкорпорации: инкорпорация типа от более ранних к более поздним, либо от более поздних к более ранним. Обычно используется первый тип инкорпорации: то есть от более ранних к более поздним.

Наряду с двумя принципами инкорпорации можно выделить и третий принцип: принцип приоритета актов имеющих большую юридическую силу, то есть вначале систематизируются акты, имеющие большую юридическую силу с одинаковой датой, затем акты, имеющие меньшую юридическую силу, в рамках одного хронологического периода и в рамках одной тематической рубрики, согласно общероссийскому классификатору нормативно-правовых актов.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно выделить следующие достаточные условия для осуществления хронологической инкорпорации:

  • условие однородности периода осуществления хронологической инкорпорации, то есть инкорпорируемые нормативные акты должны относиться к одному периоду;
  • условие одинаковой юридической силы, согласно которому нормативные акты, относящиеся к одному периоду, разбиваются на подгруппы в зависимости от их юридической силы (таким образом, формируется собрание законодательства РФ).

Механизм осуществления инкорпорации представляет собой систему действий направленных на достижение целей инкорпорации.

Эти действия включают в себя:

  • выбор критериев, на основании которых будет проводиться инкорпорация;
  • отбор актов являющихся однородными в соответствии с выбранными критериями;
  • расположение актов являющихся однородными относительно избранных критериев в хронологической последовательности при осуществлении приоритета актов, имеющих большую юридическую силу.

Инкорпорация существенно отличается от учета нормативных актов. Если при учете нормативных актов и иных источников права используются все критерии, относящиеся к нормативно-правовым актам, то при инкорпорации могут использоваться не все, а только лишь часть критериев, относящихся к нормативно-правовым актам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)