Язык и речь

Язык и речь как явления тесно взаимосвязаны и, если люди не лингвисты, они часто используют слово язык в значении слова речь, хотя тождества между этими понятиями нет.

Язык — это исторически сложившаяся система знаков, то есть элементов, языковых единиц, которые используются в речи с целью коммуникации. Языковые знаки изучает наука о языке — языкознание, или лингвистика.

Система языка имеет несколько уровней, у каждого уровня свой тип единиц, и единицы каждого уровня изучают свой раздел лингвистики: звуки языка, или фонемы, изучает фонетика, части слов, или морфемы — морфемика, языковые единицы — слова — изучаются с двух точек зрения: лексическое значение слов изучает лексикология, а слова как части речи изучает морфология.

На стыке морфемики и морфологии есть еще один раздел науки о языке — словообразование, который занимается изучением того, как части речи образуются при помощи морфем.

Единицы последнего языкового уровня —словосочетания и предложения —изучаются разделом лингвистики, который называется синтаксисом.

Язык — знаковая система, и это значит, что все языковые единицы — фонемы, морфемы, слова и предложения — знаки.

Любой знак имеет две стороны: форму и содержание.

Например, фонемы на письме обозначаются буквами: буква (графема) А — это форма знака, звук (фонема) [a]— это его содержание.

Слово «стол» (любимый пример преподавателя) как знак имеет в качестве формы написанное или произнесенное слово стол, а в качестве содержания — лексическое значение слова стол, то есть «предмет мебели, представляющий собой столешницу на ножках (одной или нескольких), служащий для еды или письма».

И наконец нам важно понять значение языкового термина грамматика. Этот термин имеет два значения: широкое и узкое.

Грамматика в широком значении — наука о форме языковых единиц вообще.

Грамматика в узком значении — морфология (наука о частях речи) и синтаксис (наука о предложении). Поэтому под грамматическими ошибками имеют в виду ошибки морфологические и синтаксические.

Речь — это специфическая человеческая деятельность, реализация тех возможностей, которые содержатся в языке как потенциал; в речи человек использует языковые единицы, осуществляя процесс коммуникации, то есть, попросту говоря, общаясь.

Кроме того, речью называют и результат, продукт этой деятельности — текст.

Различение языка как системы знаков и речи как использование этой системы в процессе общения обусловливает следующие отличия их друг от друга.

Интересно
Язык объективен, он существует вне зависимости от чьего-либо сознания и даже от того, пользуются ли им вообще. Язык может быть «мертвым», таким, на котором сейчас не говорят, например, латынь, или языки, свидетельства о которых содержат только так называемые памятники, то есть сохранившиеся, может быть, с очень давних исторических времен тексты, которые приходится расшифровывать и восстанавливать языковую систему, чтобы получить о ней представление, в течение долгого времени, десятилетий.

Как это было, например, с языком индейцев майа, над загадкой которого бились ученые многих стран в течение нескольких веков, и только советский лингвист Юрий Валентинович Кнорозов, посвятивший свою научную жизнь этой проблеме, в 1975 г. смог расшифровать и опубликовать перевод рукописей майа и описать систему их языка.

Язык принадлежит всем носителям языка. В языке заключен опыт целого народа, его история народа, особенности менталитета и психологии.

Речь субъективна и индивидуальна, всегда зависит от конкретного человека, который ее воспроизводит — говорящего или пишущего, она отражает интеллектуально-духовный опыт индивида, уровень его речевой культуры, его вкусы и пристрастия, которые проявляются в отборе языковых средств.

Язык абстрактен и идеален, он существует только в виде представлений в сознании людей — носителей языка — и коллективном сознании как система элементов, выстроенных в определенной иерархии.

Речь же конкретна и материальна: в устной форме это комплекс звуков, звуковой ряд, а в письменной — это графический ряд, созданный с помощью различных графических средств — графем (значков, букв, иероглифов и т. д.). Речь линейна, она разворачивается последовательно во времени и пространстве.

К отличительным особенностям речи относятся также ее преднамеренность и целеориентированность, она возникает как реакция на события действительности, зависит от конкретной ситуации, создается конкретным человеком вконкретных условиях для конкретной аудитории, и потому речь вариативна.

Кроме того, речь не ограничивается только языковыми средствами, она создается в том числе с помощью невербальных, несловесных средств —интонации, жестов, мимики, поз и т. д.

Но несмотря на то, что язык и речь — по сути своей различные явления, они находятся в неразрывной связи, не существуют отдельно друг от друга, а напротив, взаимозависимы и взаимообусловлены. Язык проявляется и реализуется только в речи, а речь в свою очередь, также обладает свойством влиять на языковую систему, внося коррективы
в языковые нормы.

Роль языка в речи в жизни человеческого общества трудно переоценить: само появление и существование человека неразрывно связано с языком и процессом речи и ими обусловлено. Поэтому мы можем говорить о функциях языка и речи в человеческом обществе в их единстве.

Выделяют следующие функции:

  1. Коммуникативная функция: язык и речь — средство общения между людьми.
  2. Когнитивная (гносеологическая) функция: язык — это средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям. Это происходит прежде всего, конечно, благодаря текстам: устным преданиям, письменным источникам, аудиозаписям и т. п. — но, кроме того, язык способен фиксировать человеческие представления о мире также и на уровне языковых единиц — лексем.

Слова — их лексическое значение, этимология (происхождение) — хранят ценную информацию об истории народа, его обычаях и традициях. Так, например, наличие в русском языке целого класса лексем, описывающих всё, что касается лошадей: их масть, типы верховой езды, снаряжение и т. п. — свидетельствует о том, какое огромное значение играли лошади в жизни русского народа. И действительно, часто эти слова уникальны, они могут быть употреблены только при описании лошадей, как, например, прилагательные, обозначающие цвет лошади (масть) — вороной, гнедой, каурый, буланый и т. п.

Но есть и другие функции, кроме названных двух основных:

  1. Эмотивная функция: речь выражает не только мысли и суждения, но также отражает чувства, отношение говорящего к содержанию речи или собеседникам. Важнейшие средства передачи эмоций — различные средства выразительности — экспрессивно-эмоциональная лексика, особое строение фраз, а также интонация и жесты.
  2. Эстетическая функция: речь приобретает эстетическую, художественную ценность благодаря своей форме, особенностям построения. Эта функция особенно важна в художественных и публицистических текстах. Эстетический эффект достигается благодаря особым средствам художественной выразительности — фонетическим, лексическим, синтаксическим, у поэзии есть дополнительные средства: строфическая форма, стопы, рифмы и т. д.

Некоторые лингвисты выделяют также как отдельные функции следующие:

  1. Директивная (побудительная) функция: речь создается для определенного воздействия на адресата. Грамматически это может выражаться повелительным наклонением глаголов (Говори!), а также другими косвенными средствами (Не могли бы вы мне сказать…).
  2. Фатическая (контактоустанавливающая) функция способствует установлению, продолжению или прерыванию коммуникации. В языке для этих целей имеется большое количество фраз-клише речевого этикета, которые используются при приветствии, прощании, извинениях, поздравлении, выражении сожаления или сочувствия и в других типичных ситуациях.
  3. Метаязыковая функция: в речи иногда содержатся размышления говорящего о собственной речи, о языке — так называемая языковая рефлексия. Она проявляется в использовании вводных слов и конструкций, которые выражают отношение говорящего к высказыванию, кавычек и т. п. Кроме того, метаязыковую функцию усматривают в любых высказываниях о языке, лекциях по языкознанию, в грамматиках, словарях и т. д.

Однако выделение этих функций может быть оспорено: директивные и фатические функции — это функции коммуникации, то же касается и метаязыковой функции. Помимо этого, научное описание языка — это часть когнитивной функции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)