Внутренняя среда организации
Внутренняя среда организации – это все то, что находится внутри нее система элементов, находящихся во взаимосвязи.
Основными элементами внутренней среды организации являются:
- цель;
- задачи;
- структура;
- персонал;
- технология.
Цель – конечный результат деятельности или то желаемое состояние, в котором мы хотим оказаться. При формулировании цели не должно быть глаголов.
Классификация цели
По временному периоду:
- оперативные – до года;
- тактические (среднесрочные) – 3–4 года;
- стратегические (долгосрочные) – на 5 и более лет.
По содержанию деятельности:
- экономические;
- организационные;
- научные;
- социальные;
- технические;
- рыночные.
По функциональности:
- производственные;
- маркетинговые;
- технологические;
- сбытовые;
- кадровые;
- инновационные.
По иерархии:
- высшая;
- подчиненная.
По приоритетности:
- основные;
- побочные.
По измеримости: количественно или качественно измеримые.
В организации не должно быть взаимоконкурирующих целей. При целеполагании в каждой организации необходимо построить дерево целей.
Чем больше организация, тем больше уровней в дереве целей.
Требования, предъявляемые к целям:
- конкретность;
- достижимость;
- измеримость (качественный или количественный показатель);
- согласованность (не должно быть противоречий);
- гибкость (возможность корректировки цели);
- приемлемость (учет потребностей и традиций общества).
Выбор целей определяется:
- системой ценностей высшего руководства организации;
- миссией организации, которая определяет предназначение, главный смысл существования организации и ее роль в обществе;
- реальной ситуацией.
Грамотно цель сформулирована только тогда, когда к ней выставлены критерии. Критерий – тот показатель, по которому можно оценить достигнута или нет поставленная цель. Критерии должны обладать такими свойствами, как полнота, операционность (возможность вести учет по показателям), неизбыточность, минимальная размерность.
Майкл Мескон, Майкл Альберт и Франклин Хедоури считали, что за-дача – работа или ее часть, которая должна быть выполнена предписанным образом в определенный срок.
Задачи, как правило, классифицируются по объекту управления:
- работа с людьми;
- работа с организацией;
- работа с информацией.
Структура организации (СО) – способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями. Такой способ обеспечивает оптимальное достижение цели организации в условиях ее функционирования.
На выбор и построение структуры организации оказывает влияние ряд факторов, различных по своей природе и виду воздействия на структуру.
Основными факторами являются: функция управления, их состав, содержание и объем. Развитие функций управления объясняет и обусловливает развитие структуры управления (СУ).
На нее влияют:
- масштабы производства (единичное, серийное, массовое);
- сложность производства;
- характер выпускаемой продукции;
- применяемые технологии;
- характер научно-технического прогресса и методы его осуществления (темпы обновления продукции и технологии, интеграция науки и производства);
- степень концентрации, специализации и кооперирования производства;
- размеры и территориальное размещение производства.
Наряду с факторами, влияющими на структуру непосредственно, существуют опосредованные факторы, которые оказываются под влиянием организационной структуры управления (ОСУ).
Это:
- кадры;
- техника;
- технология управления;
- организация труда.
Рациональность построения структуры организации определяется оптимальным сочетанием, содержанием и количеством внутренних и внешних связей объекта управления. Целесообразно, чтобы внутренние связи объекта преобладали над внешними, иначе последние отрицательно повлияют на стабильность объекта.
Персонал – совокупность всех сотрудников организации, выполняющих управленческие и производственные операции, а также работники, занятые переработкой предметов труда с использованием различных средств труда.
Понятие «персонал» многогранное, оно включает в себя различные определения, в том числе:
- коллектив – средняя социальная группа, которая возникает в процессе совместной трудовой деятельности для решения конкретных задач, основанная на социально-психологической общности, сочетании групповых и индивидуальных интересов, а также работающая в одной организации;
- работники – состояние принадлежности человека к определенному виду деятельности или конкретной организации(работники здравоохранения, культуры, работники вуза и т. д.);
- кадры – наиболее ценная часть сотрудников организации;
- трудовые ресурсы – все трудоспособное население от 16 до 54 лет включительно у женщин и от 16 до 59 лет включительно у мужчин, кроме недееспособных и инвалидов.
Авторы по-разному дают определение персоналу. Так, например, А. П. Егоршин термины «персонал», «кадры» и «работники» считает синонимами.
Различают социально-демографические и социально-профессиональные характеристики персонала. Социально-демографические характеристики включают пол, возраст, стаж работы, образование, семейное положение, национальность и т. д.
Социально-профессиональные характеристики персонала включают:
- руководителей;
- специалистов;
- служащих;
- рабочих.
По отношению к управлению персонал может быть управленческий и неуправленческий. По профессиональному признаку выделяют: административно-управленческий персонал; инженерно-технических работников; представителей рабочих профессий.
Технология – способ преобразования сырья, ресурсов в готовый продукт или услугу.
Технологии оказывают влияние на внутреннюю среду организации, определяя требования к уровню образования и квалификации персонала, на мотивацию, методы стимулирования, организационную структуру, нормы поведения, культуру.
Основные элементы технологии:
- оборудование;
- информация;
- квалификация и знания;
- инфраструктура.
Технологии бывают массовые и единичные, прерывные и непрерывные.
Ресурсы организации – это имеющиеся или необходимые средства, ценности, запасы, возможности.
Виды ресурсов:
- человеческие (люди);
- финансовые;
- материальные;
- информационные;
- энергетические;
- технологические;
- временные.
Ресурсы обеспечивают стабильную работу организации для достижения ее целей.
- Применение систем искусственного интеллекта для поддержки принятия управленческих решений
- Глобальные тренды в развитии цифровых финансов
- Управление на основе Big Data в условиях цифровизации экономики
- Функция контроля в менеджменте
- Теории по отношению человека к труду
- Процессуальные теории мотивации
- Содержательные теории мотивации в менеджменте
- Функция мотивации в менеджменте
- Функция организации в менеджменте
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу