Внутренняя среда организации

Внутренняя среда организации – это все то, что находится внутри нее система элементов, находящихся во взаимосвязи.

Основными элементами внутренней среды организации являются:

  • цель;
  • задачи;
  • структура;
  • персонал;
  • технология.

Цель – конечный результат деятельности или то желаемое состояние, в котором мы хотим оказаться. При формулировании цели не должно быть глаголов.

Классификация цели

По временному периоду:

  • оперативные – до года;
  • тактические (среднесрочные) – 3–4 года;
  • стратегические (долгосрочные) – на 5 и более лет.

По содержанию деятельности:

  • экономические;
  • организационные;
  • научные;
  • социальные;
  • технические;
  • рыночные.

По функциональности:

  • производственные;
  • маркетинговые;
  • технологические;
  • сбытовые;
  • кадровые;
  • инновационные.

По иерархии:

  • высшая;
  • подчиненная.

По приоритетности:

  • основные;
  • побочные.

По измеримости: количественно или качественно измеримые.

В организации не должно быть взаимоконкурирующих целей. При целеполагании в каждой организации необходимо построить дерево целей.

Чем больше организация, тем больше уровней в дереве целей.

Требования, предъявляемые к целям:

  • конкретность;
  • достижимость;
  • измеримость (качественный или количественный показатель);
  • согласованность (не должно быть противоречий);
  • гибкость (возможность корректировки цели);
  • приемлемость (учет потребностей и традиций общества).

Выбор целей определяется:

  • системой ценностей высшего руководства организации;
  • миссией организации, которая определяет предназначение, главный смысл существования организации и ее роль в обществе;
  • реальной ситуацией.

Грамотно цель сформулирована только тогда, когда к ней выставлены критерии. Критерий – тот показатель, по которому можно оценить достигнута или нет поставленная цель. Критерии должны обладать такими свойствами, как полнота, операционность (возможность вести учет по показателям), неизбыточность, минимальная размерность.

Задача – способ реализации или достижения цели (отвечает на вопрос: что нужно сделать?).

Майкл Мескон, Майкл Альберт и Франклин Хедоури считали, что за-дача – работа или ее часть, которая должна быть выполнена предписанным образом в определенный срок.

Задачи, как правило, классифицируются по объекту управления:

  • работа с людьми;
  • работа с организацией;
  • работа с информацией.

Структура организации (СО) – способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями. Такой способ обеспечивает оптимальное достижение цели организации в условиях ее функционирования.

Функциональная область – перечень работ, выполняемых определенными подразделениями организации (производство, маркетинг, персонал и т. д.). Вертикальное разделение труда формируется иерархией управленческих уровней (высшее, среднее и низовое звено), где рассматривается подчиненность и сфера контроля.

На выбор и построение структуры организации оказывает влияние ряд факторов, различных по своей природе и виду воздействия на структуру.

Основными факторами являются: функция управления, их состав, содержание и объем. Развитие функций управления объясняет и обусловливает развитие структуры управления (СУ).

На нее влияют:

  • масштабы производства (единичное, серийное, массовое);
  • сложность производства;
  • характер выпускаемой продукции;
  • применяемые технологии;
  • характер научно-технического прогресса и методы его осуществления (темпы обновления продукции и технологии, интеграция науки и производства);
  • степень концентрации, специализации и кооперирования производства;
  • размеры и территориальное размещение производства.

Наряду с факторами, влияющими на структуру непосредственно, существуют опосредованные факторы, которые оказываются под влиянием организационной структуры управления (ОСУ).

Это:

  • кадры;
  • техника;
  • технология управления;
  • организация труда.

Рациональность построения структуры организации определяется оптимальным сочетанием, содержанием и количеством внутренних и внешних связей объекта управления. Целесообразно, чтобы внутренние связи объекта преобладали над внешними, иначе последние отрицательно повлияют на стабильность объекта.

Таким образом, при формировании структуры управления приходится учитывать много факторов одновременно: цели, функции, объем работ, норму управляемости, воздействие личности работника, применяемые средства техники управления.

Персонал – совокупность всех сотрудников организации, выполняющих управленческие и производственные операции, а также работники, занятые переработкой предметов труда с использованием различных средств труда.

Понятие «персонал» многогранное, оно включает в себя различные определения, в том числе:

  • коллектив – средняя социальная группа, которая возникает в процессе совместной трудовой деятельности для решения конкретных задач, основанная на социально-психологической общности, сочетании групповых и индивидуальных интересов, а также работающая в одной организации;
  • работники – состояние принадлежности человека к определенному виду деятельности или конкретной организации(работники здравоохранения, культуры, работники вуза и т. д.);
  • кадры – наиболее ценная часть сотрудников организации;
  • трудовые ресурсы – все трудоспособное население от 16 до 54 лет включительно у женщин и от 16 до 59 лет включительно у мужчин, кроме недееспособных и инвалидов.

Авторы по-разному дают определение персоналу. Так, например, А. П. Егоршин термины «персонал», «кадры» и «работники» считает синонимами.

Различают социально-демографические и социально-профессиональные характеристики персонала. Социально-демографические характеристики включают пол, возраст, стаж работы, образование, семейное положение, национальность и т. д.

Социально-профессиональные характеристики персонала включают:

  • руководителей;
  • специалистов;
  • служащих;
  • рабочих.

По отношению к управлению персонал может быть управленческий и неуправленческий. По профессиональному признаку выделяют: административно-управленческий персонал; инженерно-технических работников; представителей рабочих профессий.

Технология – способ преобразования сырья, ресурсов в готовый продукт или услугу.

Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации, людях.

Технологии оказывают влияние на внутреннюю среду организации, определяя требования к уровню образования и квалификации персонала, на мотивацию, методы стимулирования, организационную структуру, нормы поведения, культуру.

Основные элементы технологии:

  • оборудование;
  • информация;
  • квалификация и знания;
  • инфраструктура.

Технологии бывают массовые и единичные, прерывные и непрерывные.

Ресурсы организации – это имеющиеся или необходимые средства, ценности, запасы, возможности.

Виды ресурсов:

  • человеческие (люди);
  • финансовые;
  • материальные;
  • информационные;
  • энергетические;
  • технологические;
  • временные.

Ресурсы обеспечивают стабильную работу организации для достижения ее целей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)