Технология опорных конспектов В. Ф. Шаталова
Технология использования опорных конспектов (схемных и знаковых моделей учебного материала) была разработана учителем математики В. Ф. Шаталовым для общеобразовательной школы, но успешно использовалась и в высшей школе. Опорный конспект является специфическим средством названной технологии, в высшей школе может использоваться для перекодирования информации из текстовой формы в свёрнутую графическую форму.
Данная технология является типичной алгоритмической технологией, на примере которой можно проследить все признаки педагогической технологии. Технология использования опорных конспектов разработана в рамках концепции педагогики сотрудничества и является элементом методической системы В. Ф. Шаталова, в которой она и проявляет свою эффективность.
Наиболее известны такие представители группы: Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, И. П. Иванов, С. Н. Лысенкова, Е. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин, Л. А. и Б. П. Никитины. Совокупность идей педагогики сотрудничества сформулирована на встречах педагогов-экспериментаторов во второй половине 80х годов XX века. Одной из концептуальных идей педагогики сотрудничества является идея опоры, реализованная Шаталовым через использование опорных конспектов.
Технология использования схемных и знаковых моделей (опорных конспектов) предполагает следующие этапы деятельности педагога и обучаемых:
- объяснение преподавателем учебного материала на уроке без опорного конспекта;
- повторное вариативное объяснение материала педагогом (как правило, в быстром темпе) с использованием опорного конспекта;
- пробный опрос;
- индивидуальная работа учащихся с опорными конспектами;
- проговаривание информации обучающимися друг другу в парах по опорному конспекту;
- изучение учащимися дома учебного материала по учебнику с использованием опорного конспекта;
- раскрашивание опорного конспекта;
- заучивание опорного конспекта;
- воспроизведение опорного конспекта каждым обучающимся в тетрадях на уроке;
- устный ответ учащегося на основе опорного конспекта.
Опорный конспект – специфическое средство технологии, характеризующееся следующими особенностями:
- лаконичность (опорный конспект может включать в себя не более 300-400 знаков);
- структурность;
- доступность воспроизведения;
- ассоциативность;
- цветовая наглядность;
- смысловой акцент (рамки, оригинальное расположение);
- практическая направленность;
- разнообразие сигналов;
- асимметричность;
- экономичность (ограничение числа опорных конспектов).
В высшей школе технология использования опорных конспектов в классическом школьном варианте применима ограниченно. Что же касается выполнения студентами самостоятельной работы по составлению опорного конспекта, то, как показывает опыт, она интересна и полезна для студентов, которые могут в этой деятельности проявить свои творческие возможности.
- Технология ситуационного анализа «Кейс-метод»
- Технология проблемного обучения эвристическое обучение
- Технология «Шесть шляп мышления»
- Технология создания ментальной карты
- Графическое моделирование в учебном процессе
- Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования
- Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов
- Общеучебные умения как фактор успешности самостоятельной деятельности студентов
- Особенности реализации в модульном обучении
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу