Современные проблемы ювенологии

Становление ювенальной юстиции невозможно рассматривать в отрыве от ювенологии, общей научной дисциплины о молодом поколении, составной частью которой она и является. Мы традиционно рассматриваем молодое поколение незрелым, достойным лишь поучения, воспитания. Но забываем, что отрочество и юношество – это субъект общественного воспроизводства.

Каков он, таково и будущее страны: либо прогресс, либо деградация. Как считается в отечественных научных кругах, только сейчас молодёжь – незрелая и уже зрелая –это перспективная движущая сила развития общества и основной инновационный фактор экономических преобразований в стране. В коллективной монографии под редакцией академика РАЕН Е. Г. Слуцкого «Ювенология в XXI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении» (2007)подчёркивается, что молодёжь и отрочество есть основа инноваций и развития экономики страны.

В указанной работе говороится: «Ювенология – комплексное междисциплинарное знание о взрослении и развитии молодого поколения в единстве биосоциального и духовного начал. Ювенология включает в себя широкий круг общественных и естественнонаучных направлений. В ювенологии, как науке о молодёжи, отразилось в первую очередь стремление социологов, молодёжи к комплексному междисциплинарному изучению молодого поколения. Этой же точки зрения придерживаются сегодня демографы, экономисты, социологи, медики, юристы, политологи и др.

Интересно
Депопуляция, сокращение количества населения и снижение его качества, а также кризисное состояние социальной сферы представляют серьёзную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. В последние 10–15 лет в России наблюдается тенденция воспроизводства всё более низкого качества молодёжной популяции (курсив мой. – З. Б.), что повлияет в будущем на темпы экономического роста. В целом же ювенальный потенциал авторы закономерно рассматривают как безусловную основу человеческого потенциала.

Сущность ювенального потенциала (как социального явления) состоит в возможности и способности различных категорий детей, подростков и молодёжи выполнять в будущем всю совокупность социально-профессиональных ролей и функций в данном обществе, придерживаться в своём поведении социально одобряемых норм, активно и творчески относиться к себе и окружающей социальной и природной среде, исходя из значимых целей и задач развития конкретного социума».

Для формирования этого потенциала крайне важна благоприятная микро- и макросоциальная среда. К системе факторов формирования потенциала молодого поколения авторы относят две группы компонентов:

  • на него оказывают опосредованное воздействие «господствующие в социуме общественные отношения. Общественное бытие и др.»;
  • непосредственное воздействие: социальные институты, группы, организации, осуществляющие в числе прочего и правовое воспитание, как важнейший элемент-фактор превращения ювенального потенциала в общественный, в человеческий.

Правовое воспитание, правовое образование, правовая ответственность сторон, реабилитация, предупреждение девиаций и борьба с ними – множество этих и других проблем в ювенологии тем или иным образом непременно завязывается на ЮЮ, ювенальную юстицию. Именно поэтому она и получила столь достойное, центральное место в структуре функций и задач современной ювенологии.

Кроме того, она, разумеется, обладает и самостоятельной общественной ценностью, значимостью и социальными перспективами. Безусловно, ЮЮ не является чем-то принципиально новым для нашей страны. Многое из современной ювенальной юстиции, какой мы её видим приходящей в виде заимствованных образцов из-за рубежа или в форме восстановленных прежних отечественных ювенальных подходов – очень знакомо и сейчас рекультивируется, в сущности, «по хорошим предшественникам» (как сказали бы агрономы).

Конечно, отсюда возникает первостепенная задача – взять всё лучшее и не допустить ничего отжившего, не оправдавшего в себя. И этому в большой мере поможет ретроспективный взгляд на проблему, на то какой была она, ювенальной юстиция, у нас, и в других странах, как она развивалась, особенной в новейший период в нашей стране.

Классическая модель ЮЮ (сформированная в конце XIX начале ХХ веков) в качестве противовеса имевшемуся карательному методу реагирования на противоправные действия несовершеннолетних убедительно изложена в исследовании Л. М. Карнозовой «Российское уголовное правосудие в отношении несовершеннолетних и ювенальная юстиция» (2008).

По мнению автора, классическая модель ювенальной юстиции включает в себя такие положения: «1) уголовная ответственность наравне со взрослыми; 2) возрастная (безусловная) невменяемость (становление предела, до которого ребёнок не несёт уголовной ответственности); 3) условная вменяемость; 4) смягчение наказания; 5) исправление в благоприятной среде (в том числе в специальных учреждениях); 6) воспитание вместо наказания».

Интересно
До становления в правовом обиходе основных принципов ювенальной юстиции (ЮЮ) ребёнок почти повсеместно считался «уменьшенным взрослым» («Гражданство обычаев детских» это отразило лучше всего). И только со временем идея карательного воздаяния ребёнку в качестве наказания за его преступление трансформировалась в идею исправления. А затем и попечения и воспитания.

В России ЮЮ началась с Закона «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений о их наказуемости» от 2 июня 1897 г. по этому закону «был снижен репрессивный потенциал наказания… Предпочтение отдавалось отдаче под ответственный надзор родителей или других лиц». Тюремные сроки заменялись помещениями в исправительные приюты или колонии для несовершеннолетних.

Если их (приютов и специальных колоний) не было – то подростков определяли в «особые помещения для несовершеннолетних при тюрьмах или монастырях, соответствующих их вероисповеданию». Даже для убийц ввиду их несовершеннолетнего возраста смягчались наказания. Дела несовершеннолетних  решались исключительно мировым судьёй. Однако формально считалось, что ювенальная юстиция (ЮЮ) началась с создания «первого суда для несовершеннолетних в г. Чикаго в июле 1899 г.». «Образец чикагского суда получил распространение в первые десятилетия ХХ столетия во многих странах мира».

В России в 30–50–е годы ХХ века в ЮЮ был откат к карательному принципу: «С 1935 г. карательная политика в отношении детской преступности стала доминирующей и оставалась таковой до конца 50-х годов». Потом шло постепенное снижение карательного потенциала уголовных санкций в отношении несовершеннолетних. Тем не менее и сейчас, по мнению Л. М. Карнозовой, «рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних по-прежнему осуществляется в контексте общих принципов и норм уголовной юстиции… и имеет только некоторую специфику, скорее связанную с идеями смягчения уголовной ответственности… и некоторыми… традиционными, процессуальными особенностями, но принципиально не меняющую саму систему.

Не в том суть ювенальной юстиции, что сначала наказывают мягко, а потом жёстко. А в том, что наказание применяется, если исчерпаны все воспитательные меры, и государство признаёт своё бессилие. У нас же условное наказание вообще не сопровождается воспитательными мерами, а подростками нередко оно воспринимается как безнаказанность».

Отсюда и рост ювенальной преступности. Безусловно, «в Законе от 8 декабря 2003 г. сделан важный шаг к переопределению направленности правосудия в отношении несовершеннолетних: в формулировке нормы об уголовной ответственности (ч.2 ст. 87 УК РФ) на первое место поставлены меры воспитательного воздействия и лишь затем – наказание.

Произошла, казалось бы, важная перемена, но практика существенно не сдвигается в сторону воспитательного правосудия. Да и законодатель пока остерегается со всей определённостью и однозначностью выдвинуть воспитание в качестве ведущей цели детского правосудия, а правоприменитель действует точно в соответствии с целями уголовной юстиции».

Практика показывает, что судьи как правило идентифицируют понятия «вынесение судебного решения» и «назначение наказания». Л. М. Карнозова фактически выступает за разработку и принятие специального закона о создании и функционировании ЮЮ – ювенальной юстиции. И не в руки мирового судьи следует отдавать судьбы подростков, а нужно поступить хотя бы по чикагской модели конца XIX века, то есть по всей стране, а не только в избранных регионах, создавать специальные ювенальные суды.

И этот процесс, безусловно, уже идёт. Темпы нарастающие, что, конечно же, не может не радовать. Но сведения о создании ЮЮ в нашей стране (точнее, перевоссоздания) всё же в некоторой степени напоминают сводки с театра боевых действий. Наконец, организационно-правовой уровень проблем создания ювенальной юстиции министр юстиции Азербайджана делит на три потока. В первом предполагается «внедрить в практику деятельности органов уголовного преследования и судов технологии внесудебного примирения несовершеннолетнего правонарушителя с его жертвой».

Во втором «изменить философию деятельности пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних преступников, создать реабилитационные центры для реинтеграции подростков в общество после отбытия ими наказания». И в третьем «рассмотреть вопрос о целесообразности вовлечения духовенства в процесс предупреждения преступлений несовершеннолетних, их исправления и реинтеграции в общество после отбытия наказания».

Авторы сетуют на то, что деятельность ювенальных судов в России по-прежнему ограничена только Санкт-Петербургом, Саратовской и Ростовской областями. И больше специальное детское правосудие по стране не распространяется при всех очевидных преимуществах его, важности и нужности. Почему?

Подразумевается только один ответ на этот вопрос – нет политической воли. Далее авторы говорят о такой целесообразности введения ювенальной юстиции в стране. Они пишут, что в России огромна и всё увеличивается «группа риска» среди детей – четыре миллиона только безнадзорных детей и подростков.

Интересно
А поскольку системы ювенальной юстиции в России так и не создано – «поэтому доля несовершеннолетних в российских тюрьмах так разительно отличается от доли подростков в тюрьмах США, где традиции ювенальной юстиции старейшие в мире». Да и во всех развитых странах сейчас уже практически повсеместно развита система ювенальных судов.

Авторы излагают своё видение конкретных причин, по которым при всех правильных принципах и схемах система ЮЮ у нас в стране столь отчаянно буксует. «Правоприменительная практика показывает, что рассмотрение (дел несовершеннолетних. – З. Б.) сводится нередко к нехитрой процедуре: вина доказана, назначить наказание. Загруженность судей, обвинительный уклон, недостаточное финансирование, низкий профессиональный уровень – но результат, самое большое количество малолетних сидельцев (в мире), рецидив преступлений».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)