Психологические вопросы теории учебных тренажеров
На современном производстве обучение различным трудовым навыкам часто оказывается невозможно в непосредственном режиме работы. В особенности это относится к подготовке по сложным операторским профессиям, для которых характерно то, что работать приходится не столько с реальными объектами, сколько с их моделями. Кроме того, оператору сложных систем необходимо постоянно поддерживать свою готовность к быстрым действиям в условиях экстремальной ситуации.
Рассуждая об особенностях обучения специалистов с использованием тренажеров, К.К. Платонов писал: “Тренажер – это учебное пособие, позволяющее формировать навыки, необходимые в реальных условиях труда“. В этом отличие тренажера от наглядных пособий, которые лишь “облегчают” формирование навыков с помощью знаний.
Главное психологическое правило при проектировании и использовании тренажера: “…чтобы учебная установка могла быть названа тренажером, она должна использоваться для повторных, систематических упражнений с учетом всех правил, отличающих упражнение от простого повторения”. Заметим, что само повторение не развивает навыков, а упражнение – развивает, т.к. предполагает самоконтроль обучающегося и предполагает постепенный переход от простого к более сложному способу выполнения действия.
Соответственно при проектировании тренажеров нужно учитывать:
- возможность самоконтроля для обучающегося (через “обратную связь” – датчики, сигналы, высвечивающиеся баллы и т.п.);
- тренировка должна предусматривать постановку все более сложных целей (такая цель поначалу должна быть вынесена за учебное действие и возникать лишь позже, по мере освоения навыка на простом уровне его выполнения).
Старая позиция при проектировании тренажеров заключалась в том, что “тренажер должен максимально имитировать реальные действия” – по логике “предметного обучения”. Приводится пример неудачных тренажеров (по схеме традиционного “предметного обучения”), когда авиационные тренажеры (“кабина Линка”) копировали крылья и хвост настоящего самолета, а также имитировали вращение и наклоны самолета, но не моделировали сенсорное поле летчика. В итоге тренирующийся не формировал у себя способность ориентироваться по приборной доске, а главное свое внимание концентрировал на изменении наклона своего тела, в результате – формирование ошибочных эталонов восприятия летного пространства.
Новая позиция при проектировании и использовании тренажеров выражается в том, что “…навыки, формируемые на тренажере, должны не внешне, а по своей психологической структуре соответствовать реальным трудовым навыкам”, – все это предлагается в логике “операционально-комплексного метода обучения”.
Деятельность на тренажере должна не “имитироваться” (имитация – от лат. imitacio – подражание), а “моделироваться”, а моделирование предполагает и некоторое упрощение реальной деятельности (когда в ней выделяется лишь самое существенное).
Отсюда выводится следующее (второе) важное правило при разработке тренажеров: “Неверно стремление упражнять на тренажере обязательно целостный, сложный трудовой навык. Если тренажер хорошо автоматизирует какой-либо частный, но необходимый в труде навык, то он полезен и поможет дальнейшему развитию более сложных навыков. Некоторая схематизация и упрощение условий тренировки иногда даже полезны”.
Сама идея профессионального обучения в специально смоделированных ситуациях достаточно продуктивна. Сами тренажеры могут разрабатываться и использоваться в разных формах:
- технические тренажеры;
- моделирование ситуаций профессионального взаимодействия в различных группах и тренингах;
- моделирование и обсуждение сложных производственных ситуаций в ходе деловых игр и дискуссий;
- моделирование сложных ситуаций в ходе специально организованного группового или индивидуального воображения;
- смешанные варианты проигрывания производственных ситуаций, где задействованы и технические тренажеры, и игровые взаимодействия обучающихся, и их воображение.
Наиболее перспективным, но одновременно и меньше всего разработанным представляется моделирование некоторых сложных ситуаций в плане воображения обучающегося. Естественно, для такой работы еще должно быть развито такое профессиональное воображение, а также сами психологи и профессиональные педагоги должны быть готовы к такому обучению. А достигается такая готовность на основе опыта и некоторой смелости (мы считаем, что проблема воображения – это, прежде всего, проблема смелости, мужества рассматривать проблему необычно, не так, как все).
- Психолог-профконсультант как возможный посредник между самоопределяющимся человеком и культурой
- Личностный компромисс как вариант построения “успешной” карьеры
- Проблема одиночества, непонимания и непризнания в творческом труде
- Проблема нравственного выбора в профессиональном творчестве
- Избирательность признания и тщеславия творца
- Элитарность в искусстве и науке
- Верхние и нижние границы представлений об элитарности
- Проблема элиты и псевдоэлиты в контексте рассмотрения проблемы личности и “мничности” (мнимой личности)
- Элитарные ориентации самоопределяющейся личности как психологическая реальность
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу