Правовой статус образовательных организаций

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ») деятельность по реализации образовательных программ является образовательной деятельностью.

К организациям, осуществляющим такую деятельность, относятся:

  • образовательные организации;
  • организации, осуществляющие обучение;
  • приравненные к ним индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Следовательно, федеральное законодательство разграничивает субъектов такой деятельности, устанавливая их правовой статус (совокупность юридических прав и обязанностей организации).

Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательной организации с момента выдачи ей лицензии (разрешения) (документ, дающий право организации осуществлять образовательную деятельность на территории Российской Федерации).

Образовательная организация является юридическим лицом, самостоятельным субъектом права. Статья 48 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что такая организация имеет обособленное имущество, отвечает по обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать, осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Образовательную деятельность можно вести путем создания юридического лица в определенной организационно-правовой форме (виде). Статья 2 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает, что образовательная организация является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Понятие «образовательная организация» используется в ФЗ «Об образовании в РФ» с 2012 г. в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения.

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ «Об образовании в РФ», образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение.

Законодательство об образовании разделяет все образовательные организации в зависимости от формы собственности на следующие виды: государственные (федеральные и региональные); муниципальные; частные (ст. 22 ФЗ «Об образовании в РФ»). Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом). Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией. Вновь создаваемая образовательная организация подлежит государственной регистрации, порядок которой установлен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Порядок образования духовных образовательных организаций установлен не законодательством об образовании, а Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях (ст. 19)».

Исключительным правом создавать духовные образовательные организации для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций наделены централизованные религиозные организации (религиозные организации, состоящие в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций; местная религиозная организация – религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении).

Сами же духовные образовательные организации подлежат регистрации в качестве религиозных организаций. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности (ст. 23 ФЗ «Об образовании в РФ»).

К организациям, реализующим основные образовательные программы, относятся:

  • дошкольная образовательная организация (образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми);
  • общеобразовательная организация (образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования);
  • профессиональная образовательная организация (образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения);
  • образовательная организация высшего образования (образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность).

К организациям, реализующим дополнительные образовательные программы, относятся:

  • организация дополнительного образования (образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам);
  • организация дополнительного профессионального образования (образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам).

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму (вид) и тип образовательной организации (тип определяется при создании образовательной организации и указывается в ее уставе). В наименовании могут использоваться обозначения, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская и иные функции).

Образовательная организация может реализовывать по своему усмотрению не все соответствующие ее типу, а лишь отдельные образовательные программы из перечня, закрепленного законодательством об образовании.

Исторические названия отдельных образовательных организаций (гимназия, лицей, училище, институт, академия и т. п.) могут сохраняться в дополнение к официальному названию, однако они лишены какого-либо юридического значения (например, ФГБОУ ВО «Высшее театральное училище (институт) имени М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России»).

Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Реорганизация образовательной организации – это прекращение и (или) изменение организационно-правовой формы или правового статуса организации при сохранении правопреемственности.

Реорганизовать организацию означает ее преобразовать, переустроить структуру, управление при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия. Гражданским кодексом РФ предусмотрено пять форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Наиболее часто используемой формой реорганизации становится в последние годы форма присоединения, позволяющая проводить в жизнь курс на оптимизацию образовательной системы Российской Федерации.

Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Образовательная организация считается реорганизованной (за исключением формы присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).

При реорганизации образовательной организации в форме присоединения к ней дугой организации первая их них считается реорганизованной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Ликвидация образовательной организации влечет прекращение ее деятельности без перехода в порядке правопреемства ее прав и обязанностей к другим лицам; она ликвидируется по решению ее учредителей или органа образовательной организации, уполномоченного на то учредительным документом.

Статья 26 ФЗ «Об образовании в РФ» регулирует вопрос управления образовательной организацией. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

Реализуя принцип автономии, образовательная организация может самостоятельно создать единоличные органы управления, которые не являются обязательными для всех образовательных организаций (президент, научный руководитель).

В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся:

  • общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации);
  • педагогический совет (в образовательной организации высшего образования – ученый совет);
  • попечительский совет;
  • управляющий совет;
  • наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы. А также действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.

Сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении образовательной организацией проявляется во взаимодействии ее руководителя и коллегиальных органов управления. Этот принцип управления реализуется на разных структурных уровнях образовательной организации.

Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами (ч. 1 ст. 27 ФЗ «Об образовании в РФ»). Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).

Структурные подразделения образовательного учреждения, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательного учреждения (например, положение о филиале, положение о кафедре, положение о школьной столовой).

Структура образовательной организации не является чем-то неизменным, она может развиваться и меняться в направлении ее оптимизации. Наиболее динамичные структурные преобразования происходят сегодня в высшем образовании. Деятельность образовательной организации основывается на законодательстве РФ и локальных нормативных актах, среди которых основным является устав (ст. 25 ФЗ «Об образовании в РФ»). Устав – это организационно-правовой документ, определяющий порядок деятельности образовательной организации, в котором закрепляются структура, функции, права, обязанности образовательной организации.

В уставе должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

  • тип образовательной организации;
  • учредитель или учредители образовательной организации;
    виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
  • структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом. Локальные акты образовательной организации не должны противоречить ее уставу. Локальный нормативный акт образовательной организации – это документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления (должностным лицом) образовательной организации и регулирующий трудовые, образовательные и иные отношения в рамках данной образовательной организации.

Основная задача локальных актов состоит в конкретизации нормативно-правового регулирования применительно к данной образовательной организации, его дополнении и уточнении с учетом педагогических, материальных и иных возможностей, которыми располагает конкретная образовательная организация.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и/или родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Примерами локальных нормативных актов являются приказ, распоряжение, положение об отделе, расписание учебных занятий, положение о конкурсе / мероприятии и др. В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об образовании в РФ» локальные нормативные акты должны соответствовать законодательству РФ, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, которые содержат нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Кроме того, в соответствии с пунктом 11 частью 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» при разработке локальных нормативных актов необходимо руководствоваться муниципальными актами, принятыми в сфере образования.

Интересно
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Устав и локальные нормативные акты образовательной организации, наряду с законодательством РФ (ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ»), закрепляют ее основные компетенции, права, обязанности и ответственность. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В целом полномочия образовательной организации можно представить следующим перечнем:

  • финансовое и материально-техническое обеспечение (в т. ч. оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами, приобретение или изготовление бланков документов об образовании и квалификации, медалей «За особые успехи в учении» и др.);
  • кадровое обеспечение (в т. ч. прием на работу работников, заключение и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников);
  • организационно-методическое обеспечение (в т. ч. выбор учебно-методического обеспечения, использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения, обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» и др.);
  • локальное нормотворчество – это деятельность управомоченных субъектов, являющаяся частью механизма правового регулирования, осуществляемая на делегированной или компетенционной основе и направленная на разработку, принятие и установление норм (правил) общего характера, регламентирующих разнообразные сферы деятельности организации, а также взаимоотношения, складывающиеся между ее членами (С. В. Ухина).

Например, это разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов. Одним из важнейших условий развития образования в современных условиях является обеспечение открытости деятельности образовательной организации для всех заинтересованных общественных групп, организаций и структур и, прежде всего, для родителей (законных представителей).

На основании ст. 29 ФЗ «Об Образовании в РФ» образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

Информационная открытость – это специальный организационно-правовой режим работы образовательной организации, при котором обеспечивается возможность получения необходимого и достаточного объема информации всеми участниками образовательного процесса.

Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность:

  • информации (об учредителе, структуре и об органах управления образовательной организацией, о реализуемых образовательных программах, о численности обучающихся, о языках образования, о руководителе, персональном составе педагогических работников, материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, трудоустройстве выпускников и др.);
  • копий (устава организации, лицензии, свидетельства о государственной аккредитации и др.);
  • отчета о результатах самообследования;
  • документа о порядке оказания платных образовательных услуг и иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Помимо образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, ФЗ «Об образовании в РФ» предусматривает функционирование организаций, осуществляющих обучение (ст. 31), и деятельность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 32).

Организация, осуществляющая обучение, – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение (ч. 6 ст. 31 ФЗ «Об образовании в РФ»).

При этом согласно ст. 21 ФЗ «Об образовании в РФ» на организации, осуществляющие обучение, их обучающихся и педагогических работников распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

К организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации; организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых (медицинские, санаторно-курортные организации, детские лагеря всех типов); организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное и стационарное социальное обслуживание в соответствии с ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», и иные юридические лица (например, органы государственной власти, осуществляющие в рамках установленной компетенции профессиональное обучение).

За каждым видом организации законодательством закреплены образовательные программы, которые эта организация вправе осуществлять (программы магистратуры, программы профессионального обучения, основные общеобразовательные программы, программы дошкольного образования, дополнительные профессиональные программы и др.).

Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в налоговом органе и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (ч. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ).

В таком случае деятельность индивидуального предпринимателя не подлежит лицензированию. Индивидуальный предприниматель может осуществлять образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (ч. 1 ст. 32 ФЗ «Об образовании в РФ») – в данном случае ему надлежит получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. Индивидуальный предприниматель вправе реализовывать основные и дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения (ч. 3 ст. 32 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, образовательные организации представляют собой организации (учреждения), осуществляющие образовательную деятельность (т. е. реализуют одну или несколько образовательных программ). Создаются в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством РФ, и обладают определенным законом объемом правосубъектности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)