Организация взаимодействия лидера с командой

Сегодня никого не удивишь тезисом о важности командной работы. Это наиболее ярко проявляется в спорте, политике, бизнесе. Так, 80% крупнейших корпораций, входящих в рейтинг «Fortune 1000», практикуют работу команд для повышения производительности, улучшения качества и управления мотивацией. Команда – это малая группа, объединенная общей целью. Главным мотивирующим и организующим механизмом ее функционирования является заинтересованность членов команды в достижении общей цели.

При этом хорошая команда отличается набором ключевых характеристик, которые получили образное наименование трех «С»:

  • слаженность, предполагающая точную координацию совместных действий;
  • сплоченность, подразумевающая приоритет командных интересов над личными;
  • согласованность, ориентированная на наличие ясных и взаимоприемлемых договоренностей по всем ключевым вопросам.

При этом необходимо отметить, что отнюдь не любая группа лиц может характеризоваться как команда. Команда – это определенный способ взаимодействия индивидов между собой, характеристика способа коммуникаций в группе. Сотрудничество в рамках команды – это не просто обмен знаниями и информацией, а процесс совместного поиска и признания ценностей, видения и стратегии деятельности, правил взаимодействия.

Команда – это способ сотрудничества входящих в нее людей на основе следования принципам близости, уважения, доверия, причастности, общности, взаимности, поддержки.

В своей книге «Лидерство сердцем» известный баскетбольный тренер Майк Крижевски отмечал, что существуют пять характеристик, которые делают команду величественной – коммуникация, доверие, общая ответственность, неравнодушие и гордость. Б. Такмен выделил четыре основные стадии развития команды, которыми являются ее формирование, т.н. «шторм», нормализация и результативная деятельность. При этом для того, чтобы стать максимально эффективной, команда должна пройти все указанные этапы развития.

На первой стадии происходит знакомство членов группы. Поведением людей движет желание быть принятыми другими и избежать конфликтов, они собирают информацию и впечатления друг о друге, а также о масштабах стоящий перед ними задачи и подходах к ее исполнению. Члены группы сосредоточиваются на общих делах и еще не до конца понимают свои роли и обязанности. Пребывание на данной стадии является относительно комфортным, но отсутствие конфликтов и угроз лишь означает тот факт, что серьезной работы в рамках команды пока не было.

Вторая стадия, именуемая «Шторм», связана с началом серьезной работы, необходимостью решать важные вопросы, требую обязанностей внутри группы. Группа на практике ищет правила и процедуры взаимодействия, происходит согласование и уточнение задач и обязанностей. Благодаря предыдущим дискуссиям, члены команды начинают слушать, понимать и поддерживают друг друга. Члены группы постепенно осознают себя частью сплоченной эффективной единой команды. Серьезные решения принимаются с согласия команды, а незначительные делегируются отдельным лицам или меньшим группам.

Пик развития команды – стадия «Результативная деятельность», когда результаты ее функционирования являются качественными и существенно превышают результаты индивидуальной работы. Роли и обязанности членов команды изменяются в соответствии с потребностями почти незаметно, все члены команды в равной степени ориентированы на достижение общей цели.

Несколько позже Такмен выделил и пятую стадию развития команды, охарактеризовав ее как «Роспуск». В ее рамках осуществляется прекращение работы команды и ее последующее расформирование, обусловленное решением стоящих перед нею задач. Иногда этот этап сопровождается кризисным состоянием отношений в рамках коллектива, обусловленным возникновением неопределенности в отношении новых задач.

Лидеры должны учитывать эту логику развития команды, учитывая мотивы деятельности входящих в нее людей и способствуя налаживанию командной работы. Причем не все члены могут быть готовы к этому, у каждого из них может быть свое видение путей решения проблемы, поэтому решения принимаются нелегко, члены группы пытаются конкурировать между собой, возникают недоразумения, несогласованность, а также конфликты – как по поводу деятельности группы как таковой, так и в отношении распределения ролей и текст лидерства – совокупность параметров, в рамках которых осуществляется руководство группой.

При этом у лидера всегда есть две цели – ориентация на достижение целей деятельности и ориентация на построение действенных отношений, развитие взаимного доверия и ответственности в рамках команды. Что касается специфики его действий на различных этапах жизненного цикла, то необходимо отметить следующее. Так, на стадии «Формирование» существует большая зависимость от команды лидера, который должен направлять ее деятельность, давать соответствующие установки, определять видение и цели деятельности, распределять задачи, отвечать на вопросы членов команды, активно демонстрировать свою вовлеченность. На этом этапе лидеру важно говорить с подчиненными об их обязанностях, о том, что, как, когда и где должно быть выполнено.

На стадии «Шторм» крайне важно, чтобы руководитель был наставником и консультантом работников, поддерживал фокус на целях, управлял конфликтами, способствовал достижению договоренностей между членами группами и поощрял их сотрудничество.

Главная задача лидера при этом состоит в том, чтобы оказывать психологическую поддержку, которая позволит привлечь членов команды к совместной деятельности. На стадии «Нормализация» лидер уделяет меньшее внимание задачам и результатам совместной деятельности, усиливая внимание обеспечению надлежащего взаимодействия в команде, поощрению активности каждого ее участника, стимулированию сотрудничества, инициативы и самостоятельной деятельности.

На стадии «Результативная деятельность» лидер наблюдает за работой членов команды, но не занимается жестким контролем их деятельности. Команда не требует инструкций или помощи, ей нужны новые задачи для самостоятельного решения. Лидер поддерживает работников как ментор, способствуя их дальнейшему развитию. На стадии «Роспуск» лидеру необходимо быть крайне внимательным к чувствам членов команды, поскольку они могут чувствовать себя незащищенными, скучать по своей команде и ее прошлым достижениям. На этой стадии важна поддержка лидера, сохранение близости между членами команды, включая и ее руководителя.

Процесс лидерства в рамках команды является двусторонним, он предусматривает обмен ценностями, ожиданиями, эмоциями, энергетикой и т.д. между лидером и его последователями. Лидер несет ответственность за развитие команды, именно это является путем совершенствования и достижения инновационных результатов. Лидер и команда взаимосвязаны, образно выражаясь, как две стороны одной медали. Лидер всегда в команде и зависит от команды, он является одним из ее членов.

Лидер разрабатывает план по достижению цели, причем делает это совместно с командой. По мере необходимости он корректирует этот план, однако никакие обстоятельства не заставят настоящего лидера отказаться от своей цели, в чем заключается одно из его главных отличий от других членов команды.

Лидер постоянно удерживает в сознании цель и план по ее достижению. Он последовательно реализует этот план, предъявляя команде соответствующие инициативы и проводя их в жизнь. Кроме того, он вдохновляет других членов команды на подобные инициативы. Сознательный лидер постоянно отслеживает ситуацию в зоне своих и общих интересов, в первую очередь внутри команды. Он соотносит все возникающие тенденции с целью и с планом, а затем поддерживает все импульсы, способствующие реализации плана, а импульсы, идущие в разрез с ним, гасит или трансформирует.

Креативный лидер находит нестандартные ходы, ориентированные на то, чтобы «вписать» инициативы членов команды в процесс достижения цели. Лидер лучше других понимает, что без команды поставленная цель не будет достигнута, поэтому он заботится о каждом члене команды, а также о взаимоотношениях внутри команды. Варианты взаимодействия лидера с командой можно представить следующим образом (рисунок 10).

Организация взаимодействия лидера с командой

Выбор конкретного варианта взаимодействия обусловлен целым комплексом факторов объективного и субъективного характера, связанных с внутренними и внешними по отношению к команде обстоятельствами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)