Изучение взаимодействия спроса и предложения

Изучение взаимодействия спроса и предложения проводится с целью выбора оптимальной равновесной цены для товара.

Чтобы понять, как функционирует данный рынок в целом и как в результате этого устанавливаются рыночные цены и количество покупаемого товара, необходимо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения. Для этого наложим друг на друга кривые спроса и предложения (см. рис. 26.16).

При данном анализе можно использовать как прямые, так и обратные функции.

Если мы выберем обратные функции спроса и предложения, то кривая спроса будет показывать, по каким максимальным ценам (ценам спроса) потребители готовы купить каждое данное количество товара, а кривая предложения  по каким минимальным ценам (ценам предложения) производители еще в состоянии продать каждое данное количество товара.

Поэтому каждая такая кривая разделяет все рыночное пространство на две противоположные по значению части: все цены выше кривой спроса D недоступны потребителям, а цены ниже кривой предложения S разорительны для производителей.

Естественно, что покупатели будут рады ценам ниже максимальных для них, а продавцы не откажутся от цен выше минимальных для них. В результате все рыночное пространство оказывается поделенным на четыре сектора. Рассмотрим их по порядку.

В секторе I сосредоточены цены выше максимальных для покупателя и ниже минимальных для продавца. Заключать сделки на таких условиях нет заинтересованности ни у кого. Поэтому этот сектор является ¾мертвой зоной¿ данного рынка.

В секторе II налицо односторонняя заинтересованность продавца. Это зона возможных продаж, но покупки таких количеств товара по таким высоким ценам невозможны.

В секторе III обратная картина: в подобных низких ценах на данные количества товара заинтересован лишь покупатель. Это зона возможных покупок, но продажи на таких условиях невозможны.

Таким образом, все эти три зоны характеризуют условия, при которых сделки на данном рынке совершаться не будут.

Сектор IV представляет собой зону совпадения интересов как покупателя, так и продавца. Здесь возможны и покупки, и продажи, а значит, и совершение сделок весьма реально.

Эти условия сделки различаются тем, что в первом случае на пределе своих возможностей находится покупатель (такая ситуация описывается как рынок продавца, диктующего свои условия), а во втором  продавец (это характеризуется как рынок покупателя).

Конечно, если соотношение сил на данном рынке позволяет говорить о столь явном превосходстве одной из сторон, то рыночная конъюнктура может быть выражена точкой B, находящейся где-то посередине между кривыми спроса и предложения.

Конкретные параметры сделок зависят не только от соотношения сил субъектов данного рынка, но и от многих других факторов, например от уровня информированности участников или степени вовлеченности в рыночные отношения (так, в административной экономике Советского Союза многие предприятия были парадоксально заинтересованы в высоких расходах на закупку сырья и комплектующих изделий, увеличивающих, в свою очередь, их отчетные валовые показатели).

Таким образом, сектор IV в целом характеризует все возможные на данном рынке положения, но подавляющее их большинство относится к различного рода отклонениям от нормальных рыночных условий. Такие ситуации типичны для рынков стран с переходной экономикой или ощутимой рыночной властью, позволяющей проводить дискриминацию покупателя.

Достигаемое при этом совпадение цен и объемов спроса и предложения вряд ли можно назвать устойчивым, поскольку по крайней мере у одной из сторон сделки есть стимул изменить создавшееся положение. Есть ли при этом вообще смысл говорить о стабильной рыночной конъюнктуре?

Подобное состояние рынка возможно только в одном случае: когда его конъюнктура характеризуется точкой Е (см. рис. 26.16), лежащей на пересечении кривых спроса и предложения.

Тогда при данном количестве товара максимальная цена, по которой могут позволить себе приобрести его покупатели (цена спроса), совпадет с ценой, минимально приемлемой для продавцов (ценой предложения), что и будет означать установление на данном рынке единой устойчивой равновесной цены P∗, по которой и будет продаваться и покупаться равновесное количество Q∗ товара.

В аналитическом виде, используя обратные функции спроса и предложения, это условие можно записать в следующем виде:

Важно отметить, что при этом ни у той, ни у другой стороны не будет желания изменить данную ситуацию: падение цены ниже равновесной станет невыгодно не только продавцам, но и покупателям, так как сократит количество предлагаемого товара, а рост цены выше равновесного уровня не устроит не только покупателей, но и продавцов, поскольку уменьшит покупаемый объем товара.

Получается, что при указанных отклонениях цены от равновесного значения в самой рыночной системе возникнут силы, возвращающие ее в первоначальное состояние.

Точно так же поведет себя данный рынок при отклонениях количества обращающегося на нем товара от равновесного Q∗: его превышение обернется снижением цены и станет невыгодно для продавцов, а недобор приведет к росту цены, невыгодному для покупателей.

Записанное в аналитической форме для прямых функций спроса и предложения это равенство объема спроса объему предложения при данной равновесной цене примет следующий вид:

Это означает, что создавшееся рыночное равновесие с параметрами Q∗ и P∗ будет устойчивым (разумеется, пока поведение покупателей и продавцов не изменится и отображающие его кривые спроса и предложения не займут новые положения на графике).

Равновесие можно рассматривать как ситуацию реализации запланированных решений как покупателей, так и продавцов.

В нашем случае попробуем выяснить, что же происходит на рынке, когда под воздействием изменения одного из рассмотренных выше факторов спроса или предложения он выходит из состояния равновесия.

Для определенности представим, что на рынке в исходном положении уже существовало равновесие, которое было затем нарушено изменением спроса под воздействием роста дохода, выделенного потребителями для покупки данного товара.

Следовательно, возник рынок продавца, и покупатели вступают в конкуренцию между собой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)