Формы и методы деятельности в области правового просвещения
Уроки права для учащихся разных возрастных категорий, включение правовых вопросов в темы уроков различных школьных предметов, факультативы, элективные, дополнительные занятия.
Юридическое содержание учебных занятий по праву должно отвечать следующим требованиям:
- научность юридической информации, её достоверность;
- доступность материала определенному адресату;
- актуальность изучаемых правовых понятий и их непосредственная связь с жизнью;
- оптимальность объёма предложенной юридической информации.
Правовая работа должна иметь такие характеристики:
- информативность и содержательность, которые оказывают содействие реализации практических и общеобразовательных целей;
- коммуникативная направленность;
- ситуативность – наличие набора ситуаций, которые являются предметным фоном и стимулом к целенаправленным правомерным поступкам; ориентация задач на повышение правовой и гражданской активности слушателей;
- эмоциональность форм и способов реализации, которая оказывает содействие повышению интереса к предмету.
На уроках права необходимо организовать знакомство учащихся с нормативными правовыми актами, регулирующими жизнь детей и подростков, это:
- основные международные документы о правах человека: Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребёнка, Конвенция о правах ребёнка и др.,
- важнейшие нормативные правовые акты России: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», кодексы Российской Федерации (Семейный, Жилищный, Гражданский, Об административных правонарушениях, Уголовный, процессуальные и др.).
- локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность в конкретной образовательной или трудовой организации (уставы, коллективный договор), регулирующие отношения в сфере образования и труда (правила поведения учащихся, правила внутреннего трудового распорядка).
Беседы, лекции. Наибольший воспитательный эффект дают беседы, проводимые непосредственно в учебных группах, поскольку они позволяют в максимальной мере сосредоточить внимание ребят, ответить на интересующие их вопросы.
Они могут рассказывать о законодательстве, охраняющем права и интересы детей, показывать воспитательно-профилактическую роль российских законов и практики их применения, разъяснять учащимся меру ответственности за уголовные преступления и административные правонарушения, раскрывать содержание норм уголовного, административного и других отраслей права об ответственности несовершеннолетних, вести антиалкогольную пропаганду, осуществлять другие мероприятия по формированию и развитию правосознания учащихся.
Индивидуальная работа каждого становится частью коллективной работы. Проблема, знакомая и значимая для подростков, должна браться из реальной жизни. В ходе работы группы учитывается мнение каждого, оно обсуждается в доброжелательной манере. Форма представления результатов может быть различной (изделие, макет, презентация, видеофильм, праздник, экспедиция, и т.д.). Само публичное представление воспитывает умение выступать перед аудиторией – прививает ораторские навыки, определяет манеру поведения и т.п.
При использовании интерактивных методик исследуются противоречивые вопросы, моделируются реальные ситуации, предлагаются проблемы для совместного решения. Интерактивные методики позволяют педагогу создать в группе атмосферу сотрудничества и созидания, которая в наибольшей степени соответствует цели воспитания правовой культуры – она осознаётся целостно, не только через информацию, но и через чувства и действия.
Так, дискуссия (диспут) – одна из наиболее интересных форм повышения правовой культуры. Она позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки.
Участники заранее должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута – ведение спора. Необходимо установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута – уважение к позиции и мнению любого участника.
Методика игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры.
Можно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путём совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Темы инсценировок – актуальные и волнующие современное общество: лишение родительских прав; угон автотранспорта; защита чести и достоинства; защита трудовых прав несовершеннолетних; продажа подросткам алкогольной продукции.
Цели мероприятия – образовательные: изучение основных правовых документов, порядка ведения судебного процесса; воспитательные: умение правильно защищать свои интересы, обосновывать свою точку зрения, уважать оппонента, проявлять гражданскую позицию; получение навыка публичных выступлений; расширение социального опыта.
Например, изучение правовых вопросов возможно путём инсценировок сказок «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Золушка», «Золотой ключик», «Хаврошечка», «Двенадцать месяцев», отрывков из сказок А.С. Пушкина. Ролевые игры «Заседание Конституционного суда», «Выборы Президента».
Наглядные формы – предоставление учащимся буклетов, брошюр, справочного материала по изучаемым правовым темам. Массовые мероприятия по правовому воспитанию (школьные, региональные, республиканские, всероссийские правовые конкурсы, правовые турниры).
Задача публикаций и передач состоит в популяризации законов, разъяснении юридических норм гражданам. СМИ используют самые близкие потребителю каналы передачи информации, в том числе правовой, причём в самых разных формах – от научных материалов до развлекательно-игровых, что делает СМИ способными «достучаться» до ума и сердца подростков.
Следует активно пользоваться этим эффективнейшим инструментом для воспитания правосознания несовершеннолетних:
- Печатные СМИ: «Российская газета» (источник официальной правовой информации), журналы «Российская юстиция», «Право и жизнь».
- Телевизионное расследование: «Человек и закон». Основные темы: борьба с организованной преступностью, расследования о коррупции, криминальные истории и др.
- Судебные заседания по проблемам подростков: Право-ТВ «По делам несовершеннолетних».
- Интернет: on-line версии юридических журналов, записи ТВ-передач («Федеральный судья»), порталы и сайты, приравненные к СМИ по объёмам посетителей:
- lawportal.ru «Юридическая Россия» – размещены полные тексты статей из журналов «В мире права», «Ежегодник истории права и правоведения», «Конституционное право» и др.,
- zakon-TV.ru Портал юридического телеканала «Закон ТВ».
- law.edu.ru/magazine/pravoved Размещены тексты статей из журнала
«Правоведение». - law-n-life.ru Интернет-версия научно-популярного журнала «Право и жизнь».
Посвящён вопросам теории и практики права в современной жизни. Электронная форма правового просвещения. Интернет предоставляет огромный разнообразный материал для работы с учащимися в области права.
Прежде всего, это источник официальной правовой информации pravo.gov.ru. И конечно, это многочисленные правовые порталы, сайты юридической направленности, где размещены тексты учебников, учебных пособий, монографий, представлены памятники правовой культуры, справочные правовые издания, даются электронные рекомендации для клиентов и специалистов, предоставляется информационное сопровождение юридических действий (инструкции для освоения информационно-правовых баз, заполнения юридических форм, информационные гиды, реестры информационных ресурсов).
- Работа с детьми «группы риска» и их родителями
- Деятельность по правовому просвещению специалистов
- Формы работы по правовому просвещению специалистов
- Категории несовершеннолетних в зависимости от наличия гражданских прав
- Учащиеся как объекты правового просвещения
- Цели и задачи правового просвещения учащихся
- Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности
- Субъекты правового просвещения
- Право ребёнка на имя
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу