Три подхода к объяснению поведения человека в организации

Остановимся подробнее на трех подходах к объяснению поведения человека в организации.

Когнитивный подход (гуманистический). Традиционно большинство авторов, писавших об организационном поведении, принимали гуманистический, когнитивный подход. Например, известный американский социолог, занимавшийся проблемами менеджмента, доктор философии Дуглас МакГрегор в опубликованной им в 1960 г. книге The Human Sideof Enterprise (“Человеческая сторона предприятия”) использовал гуманистический подход. Он писал: “…мы сможем усовершенствовать наши управленческие способности лишь в том случае, если признаем, что контроль состоит в избирательной адаптации к человеческой природе, а не в попытках подчинить человека нашим желаниям. Если же попытки установить такой контроль безуспешны, то причина этого, как правило, кроется в выборе негодных средств“.

Виктор Врум, Лайман Портер и Эдвин Локк в своих хорошо известных работах по организационному поведению опирались в основном на когн итивные концепции.Суть подхода – человеческим поведением руководят позитивные и добровольные компоненты, характеристики человека, основанные на понимании, справедливом ожидании, удовлетворении потребностей и своевременном поощрении.

Активность субъекта представлена не только внешним поведением, но и внутренней психологической активностью: когнитивными (представлениями, мыслями), эмоциональными (эмоции, чувства) и мотивационно-волевыми факторами (намерениями, чувствами, желаниями). Внешняя среда определяет поведение человека и его переживания, но своей активностью субъект сам видоизменяет условия своей жизнедеятельности, т. е. человек является не пассивным объектом внешних обстоятельств, стимулов, но активным субъектом.

Бихевиористский, поведенческий подход. В отличие от психодинамического подхода к личности, бихевиористский подход опирается на детерминанты поведения, связанные с окружением или ситуацией. Поведение есть результат непрерывного взаимодействия между переменными личности и переменными окружения. Условия окружения формируют поведение через научение; поведение человека, в свою очередь, формирует окружение. Люди и ситуации взаимно влияют друг на друга. Чтобы прогнозировать поведение, нужно знать, как характеристики индивида взаимодействуют с характеристиками ситуации.

Американский психолог, Беррес Фредерик Скиннер внес огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма – школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Организм вынужден взаимодействовать со средой, чтобы получить желаемое. Предшествующий стимул не порождает определенного поведения, он служит сигналом для включения этого поведения. Поведение – функция его последствия. Сначала стимул, затем реакция. Ни один стимул не порождает поведения.

С точки зрения теории Скиннера активность ограничена, обусловливается не стимулом, а результатом. Организм действует на окружение, производя результаты, которые повышают вероятность того, что поведение повторяется, или другими словами, у человека закрепляются такие формы поведения, которые находят внешнее подкрепление. Основным экспериментальным следствием наказания является снижение вероятности повторения поведения данной формы. С помощью наказания можно лишь уменьшить вероятность проявления нежелательных форм поведения.

Подход социального научения. Этот подход объединяет достижения когнитивной психологии и бихевиоризма. Основа – утверждение, что человеческое поведение может быть проанализировано, люди познают окружающую среду, изменяют и конструируют ее, чтобы сделать доступными подкрепляющие факторы, при этом важны правила и символические процессы. Социальное научение называется концепцией позитивного и негативного воздействия на оперативные реакции. Вызывается желаемое поведение. К социальным факторам подкрепления относятся позитивное внимание, оценка, уважение. К универсальным факторам подкрепления относятся деньги.

Таким образом, концептуальной моделью для организационного поведения в целях более эффективного прогнозирования человеческого поведения в организациях является подход социального научения.

Основоположник теории психоанализа Зигмунд Фрейд показал, что многое в поведении человека управляется отнюдь не сознанием. К базовым можно отнести следующие положения психоанализа:

  1. Каждое психологическое явление имеет под собой определенные причины, поведение является следствием этих причин.
  2. Бессознательные процессы играют более значительную роль в мышлении и поведении, чем сознательные. Подлинные мотивацию и желание можно выявить с помощью метода свободных ассоциаций. Главное в теории Фрейда – структурная организация психической жизни человека.

В ходе клинической практики Фрейд неоднократно наблюдал у своих пациентов множественные конфликты, вызванные, по его мнению, противостоянием между влечениями. В частности, он установил, что социально детерминированные запреты зачастую ограничивают проявление биологических побуждений. На основании данных наблюдений ученый разработал оригинальную концепцию психической организации, выделив три структурных элемента личности: “Оно” (или “Ид”, нем. “Dases”), “Я” (или “Эго”, нем. “Ego”) и “Сверх-Я” (или “Супер-Эго”, нем. “Das ?ber-Ich”).

Понятие “Оно” (Ид) согласно фрейдовской концепции служит основой для двух других проявлений личности, содержит энергию для них. “Оно”, по сути, статично – не находясь под влиянием внешнего мира и не контактируя с ним, “Оно” не меняется с течением жизни человека. Данная часть психики примитивна и неорганизованна; ее основная задача – ослабление состояния напряжения, усиление удовольствия и сведение к минимуму дискомфорта. Содержание “Оно” бессознательно и включает примитивные импульсы, а также те мысли, которые человек оценивает как недопустимые и сознательно отвергает. При этом, по мнению Фрейда, вытесненные из сознания в бессознательное идеи “все же обладают способностью воздействовать на поведение человека с неослабевающей интенсивностью и без участия какого-либо контроля сознания”.

“Я” (Эго) – это, по сути, и есть личность человека, олицетворение его разума. “Я” осуществляет контроль над всеми процессами, проходящими в психике индивидуума. Его основная функция заключается в поддержании взаимосвязи между инстинктами и действиями. “Я” регулируется принципом реальности, в то время как “Оно” – принципом удовольствия. “Я”, по Фрейду, черпает энергию для своего функционирования из “Оно”, находясь как бы между молотом и наковальней: с одной стороны, “Я” обороняется от требований “Оно” (в удовлетворении бессознательных желаний), с другой – вечно защищается от давления “Сверх-Я”, выполняющего функции цензуры; таким образом, сущность деятельности “Я” заключается в гармонизации сил, воздействующих на него. Фрейд писал: “В своем отношении к Ид Эго напоминает всадника, который должен держать в узде превосходящего его по силе коня, с той лишь разницей, что всадник пытается сделать это своими собственными силами, тогда как Эго пользуется заимствованными”.

“Сверх-Я” (Супер-Эго) – психическая инстанция, которая включает “родительский авторитет, самонаблюдение, идеалы, совесть. В метафорическом значении “Супер-Эго” выступает в качестве внутреннего голоса, цензора, судьи”. Основная деятельность “Сверх-Я” заключается в ограничении, запрещении или осуждении деятельности сознания (“Я”), а также бессознательного (“Оно”). Именно “Сверх-Я” ответственно за существующие у личности моральные нормы.

Методы замены неудовлетворенности либидо:

  • сублимация (это изменение импульсов для их выражения и реализации в социально-приемлемой форме – творчество, спорт, искусство);
  • вытеснение, запретное чувство (страх, гнев), безответная любовь вытесняются из сознания в область бессознательного;
  • перенесение (свои ощущения и чувства переносятся на других);
  • рационализация (смягчение ситуации, замена более приемлемыми объяснениями);
  • замещение (желание, причиняющее человеку тревогу или дискомфорт, подавляется или заменяется противоположным, “клин клином вышибают”).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)