Познавательные психические процессы

Ощущение — психический процесс непосредственного чув­ственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение — чувствительность чело­века к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психичес­кая деятельность человека базируется на ощущениях.

Ощущение — чувственная, сенсорная первооснова психики, акт перехода внешнего сенсорного воздействия в факт созна­ния. Ощущение является элементарным, но базовым психичес­ким процессом. Ощущение — не пассивный отпечаток физи­ческих свойств действительности, а активный психический про­цесс взаимодействия человека с миром.
Отражать свойства объекта — значит получать определенную информацию о возможных действиях с ним. Ощущать твердость предмета или его мягкость — значит отражать объект как при­годный для определенного его использования. Психические процессы — это процессы деятельностного овладения миром. Ощущения человека опосредованы его знаниями, т. е. общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове («красный», «холод­ный»), мы элементарно обобщаем эти свойства.
В ощущениях отражаются не только специфические свой­ства, качества предметов и явлений, но и их интенсивность, про­должительность, пространственная локализация и модуляция — временное изменение характеристик сигнала. Образы ощуще­ний объективизируются. Ощущение, например, цвета мы не осознаем как психический образ, а интерпретируем как свой­ство определенного объекта.
Наряду с этим ощущение — субъективный образ объективного мира. Например, привычное для нас разнообразие цветов — красного, желтого, зеленого, синего и др. — это явление субъек­тивно-психическое. Вне нашей головы, психики существуют не цвета, а электромагнитные излучения с различной длиной волн (от 300 до 700 нм). Ощущения вкусовые — это субъективные психические образы различных химических воздействий. А ощущение мягкости или тяжести предмета — субъективно-психическое отражение его физических свойств. Объективно су­ществуют физические и химические свойства явлений, ощуще­ние же — их субъективный психический образ.
Ощущения человека взаимосвязаны, ассоциированы, так же как связаны между собой и различные свойства действительности.
Ощущение — канал чувственной связи организма с действи­тельностью. Ощущения не только несут информацию об отдель­ных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активизи­рующую мозг функцию. (Известен случай, когда у больного оставался действующим лишь один орган чувств — глаз; закры­вая этот единственный канал, связывающий его с внешним миром, больной немедленно засыпал.)
Жизнедеятельность человека основана на непрерывном при­еме и анализе информации о физико-химических характерис­тиках внешней среды и внутренних состояниях организма. Этот процесс осуществляется посредством функционирования спе­циализированных нейрофизиологических механизмов — анали­заторов, обеспечивающих прием и анализ сенсорных, чувствен­ных воздействий. Информация, получаемая анализаторами, на­зывается сенсорной (от лат. sensus— чувство), а процесс ее приема и первичной переработки — сенсорной деятельностью.
Нейрофизиологические основы ощущений. Отдельные физи­ко-химические свойства действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, процесс их воздействия — раздражением, а нервный процесс, возникший в результате раздражения, — возбуждением.
Сложную систему нервных образований, осуществляющих тончайший анализ отдельных раздражений, воздействующих на организм, И. П. Павлов назвал анализаторами.
Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вкусовые сосочки языка) специализирован на приеме и переработке различных специфических внешних воздействий. Основная часть каждого органа чувств — окончания чувствую­щего нерва — рецепторы (от лат. receptor — принимающий). Они превращают энергию внешнего раздражителя в нервный им­ пульс. Воздействие, способное возбудить рецептор, называется стимулом. Стимул и психический образ называются психофи­зическими коррелятами.
Возникший в рецепторе нервный импульс по центростреми­ тельным, афферентным (от лат. afferentis — приносящий) нерв­ным путям попадает в соответствующие участки мозга. Рецеп­торы, восходящие (афферентные) нервные пути и соответствую­щие участки в коре головного мозга — таковы три составные части анализатора.
Для возникновения ощущения необходима работа анализа­ тора в целом. Следовательно, нельзя сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу. Только анализ нервного импуль­са, поступающего от глаза в соответствующие участки коры го­ловного мозга (затылочная область), приводит к возникнове­нию зрительного ощущения. На пути от рецепторов к коре го­ловного мозга импульсы проходят через различные мозговые структуры, где они получают первичную переработку.
Деятельность анализаторов условно- рефлекторна: мозг, по­лучая сигнал о деятельности рецептора, непрерывно регулирует его работу. Сформированный в коре головного мозга нервный импульс, распространяясь по центробежным, эфферентным (от лат. efferens — выносящий) нервным путям, воздействует на двигательные механизмы органа чувств и вызывает соответству­ющую настройку чувствительности рецептора.
Таким образом, ощущение — это не одноактное пассивное отражение того или иного свойства, а активный процесс, слож­нейшая деятельность анализаторов, имеющая определенную структуру. У каждого вида ощущений свой нейрофизиологический механизм, свой анализатор, обеспечивающий качественную специфику ощущения — его модальность.
Органы чувств связаны с органами движения. Так, в процессе зрительных ощущений глаз совершает непрерывные движения, как бы ощупывая предмет. (Неподвижный глаз практичес­ки слеп.) Деятельность различных анализаторов взаимосвязана. Совокупная деятельность всех анализаторов называется сенсорной сферой психики человека.
Классификация ощущений. В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы.
  1. К первой группе относятся ощущения, связанные с рецепто­рами, находящимися на поверхности тела, — зрительные, слу­ховые, обонятельные, вкусовые и кожные. Это экстерорецептивные ощущения.
  2. Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения. Они связаны с рецепторами, находящимися во внутренних орга­нах (органические ощущения).
  3. К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мыш­цах, связках и вестибулярном аппарате. Это проприорецептивные ощущения (от лат. proprius— собственный), ощущения соб­ственных движений и пространственного положения тела.
В зависимости от разновидности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обо­ нятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибраци­ онные, органические и болевые.
Ощущения подразделяются также на дистантные (отраже­ е свойств удаленных объектов) и контактные.
Общие психофизиологические закономерности ощущений. Работа каждого анализатора имеет специфические закономерно­сти. Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся:
  • пороги чувствительности,
  • адаптация,
  • сенсибилизация,
  • контраст ощущений,
  • синэстезия.

Пороги чувствительности — это ее предельные возможности. Диапазон нашей чувствительности ограничен нижним и верх­ним абсолютными порогами. Минимальная величина (сила) раздражения, необходимая для возникновения едва заметного ощущения, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Например, для возникновения ощу­щения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 мм2 поверх­ности кожи. Верхний абсолютный порог ощущений — максимальная вели­чина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает бо­левые ощущения или исчезновение ощущения. Так, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колеба­ний свыше 20 000 Гц) — исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление свыше 300 г/мм2 вызывает боль. Наряду с абсолютной различается относительная чувстви­тельность — чувствительность к изменению интенсивности воз­ действия. Относительная чувствительность измеряется порогом различения (разностным порогом). Порог различения — минимальное различие в силе двух одно­типных раздражителей, необходимое для изменения интенсивнос­ти ощущения. Порог различения измеряется относительной ве­личиной (дробью), которая показывает, какую часть первона­чальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе дан­ных раздражителей. Так, если взять груз массой 1 кг и затем прибавить еще 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет. Чтобы почувство­вать увеличение прибавки массы, необходимо добавить 1/30 часть первоначальной массы, т. е. 33 г. Таким образом, относи­тельный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя. Относительный порог различения яркости света равен 1/100; громкости звука — 1/10; вкусовых воздействий — 1/5. Указанные закономерности являются психофизическими зависи­мостями. Они впервые были открыты в первой половине XIX в. французским физиком П. Бугером для зрительных ощущений, для всех других модальностей ощущений — немецким психофизиком Э. Г. Вебером и носят название закона Бугера—Вебера. Немецкий ученый Г. Фехнер еще в первой половине XIX в. вывел закон, согласно которому изменение силы ощущения пропорционально десятичному логарифму изменения силы воз­ действующего раздражителя. (Так, для того чтобы ощущение, имеющее величину 1, усилилось в три раза, необходимо увеличить силу раздражителя в 103 раз.) Эта психофизическая законо­мерность стала именоваться основным психофизическим зако­ном — законом Фехнера: сила ощущения пропорциональна ло­гарифму величины действующего раздражителя. В настоящее время эта зависимость уточнена С. С. Стивенсом, установившим степенную зависимость между величиной раздражителя и силой ощущения. Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолют­ная чувствительность) и пороги различения (относительная чув­ствительность) характеризуют пределы человеческой чувстви­тельности. Наряду с этим различаются оперативные пороги ощу­щений — величина сигнала, при которой точность и скорость его различения достигают максимума (эта величина на порядок больше, чем величина нижнего порога). Количественные и ка­чественные соотношения между параметрами раздражителей (стимулов) и характеристиками вызываемых ими ощущений выявляет наука психофизика.

Чувствительность анализатора нестабильна, в пределах нижнего и верхнего порогов она изменяется в зависимости от ряда условий. Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно чувствительность анализатора повыша­ется. Находясь в помещении с какими-либо запахами, мы через неко­торое время перестаем замечать эти запахи (понижается чувствитель­ность анализатора). Когда мы из плохо освещенного пространства попадаем в ярко освещенное, то чувствительность зрительного анали­затора постепенно понижается. Изменение чувствительности анализатора в результате его при­способления к силе и продолжительности действующего раздражи­теля называется адаптацией (от лат. adaptatio — приспособле­ние). Разные анализаторы имеют различные скорость и диапазон адаптации. Адаптация к одним раздражителям происходит бы­стро, к другим — медленнее. Быстрее адаптируются обонятельные и тактильные (от греч. taktilos — прикосновение) анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя. Поиск очков, сдвинутых на лоб, — один из примеров тактильной адап­тации. Медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. (Для полной адаптации зрительного анализатора в темноте необходимо 45 минут.) Однако зрительная чувствитель­ность имеет самый большой диапазон адаптации: она изменяет­ся в 200 тысяч раз. Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей. Адаптация как привыкание к постоянным усло­виям обеспечивает повышенную ориентацию на все новые воз­действия. Чувствительность зависит не только от силы воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.

Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией (от лат. sensibilis  чувствительный). Сенсибилизация — обострение чувствительности — может быть вызвана:

  • взаимодействием ощущений (например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объяс­няется взаимосвязью анализаторов, их системной работой);
  • физиологическими факторами (состоянием организма, вве­дением в организм тех или иных веществ; например, для повы­шения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А);
  • ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, спе­циальной установкой на различение определенных раздражителей;
  • упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально уп­ражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт).
У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, этот недостаток компенсируется (возмещается) за счет повыше­ния чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых). Это так называемая компенсаторная сенсибилизация. Сильное возбуждение одних анализаторов понижает чувстви­тельность других. Это явление называется десенсибилизацией. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную чувствительность; происходит десенсибилизация зрительной чувствительности.
Одно из проявлений взаимодействия ощущений — их кон­трастное взаимодействие.
Контраст ощущений — повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств дей­твительности. Так, одна и та же фигура одного цвета на светлом фоне кажется серой, а на черном — белой.
Синестезия (от греч. synaisthesis — совместное ощуще­ние) — ассоциативное (фантомное) иномодальное ощущение, со­путствующее реальному (вид желтого лимона вызывает ощуще­ние кислого).
Сенсорная организация личности. Присущие индивиду уров­ни развития отдельных видов его чувствительности и особенн­ости их системного функционирования называются сенсорной организацией личности.
Чувствительность — потенциальная возможность человека, которая по-разному реализуется в различных условиях его жизнедеятельности. У каждого человека есть анатомо-физиологические предпосылки (задатки) для развития определенных сенсорных способностей. Отдельные люди — экстрасенсы — об­ладают феноменальной чувствительностью. С развитием сен­сорной культуры личности связаны её способности реагировать на гармонию красок, запахов и звуков.
Потребность в гармонизированных сенсорных воздействи­ях — одна из основных потребностей человека. Длительная сен­сорная депривация (лишение чувственных воздействий) вызыва­ет у человека психическое расстройство. В постоянном потоке нервных импульсов, поступающих в мозг от органов чувств, осу­ществляется живая связь каждого человека с внешним миром.
Гармония красок, звуков, вкусовых воздействий, мышечные ощущения от наших движений постоянно влияют на наше пси­хическое состояние и общее мироощущение. Неприятные зву­ки, унылые цветовые сочетания, гиподинамия резко снижают уровень психической активности человека. Искусственно созда­ваемая среда человека должна соответствовать совремейным эр­гономическим, эстетическим и гигиеническим требованиям.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)